Пользуясь религиозной неграмотностью верующих, вербовщики цитируют священные писания в свою угоду
Как можно выявить провокаторов? Как установить психологический контакт с токсичными людьми и не «отравиться»? Как правильно работать с женщинами и детьми, живущими в радикальных семьях, чтобы они смогли вернуться в общество?
Фото pinterest.com
На эти и другие вопросы в течение двухдневного семинара, прошедшего для работников прокуратуры, отвечала психолог-эксперт республиканской разъяснительной группы при Министерстве информации и общественного развития, почетный профессор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, подполковник КНБ в отставке Лола Шакимова.
Это не первая ее встреча в Караганде. Л. Шакимова постоянно проводит тренинги со школьными педагогами и психологами, полицейскими, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, беседует с теми, кто отбывает срок за терроризм. Главная и единственная цель семинаров – межконфессиональное согласие, профилактика экстремизма и терроризма.
– Если говорить в целом о наиболее часто задаваемых вопросах, то участников семинаров интересуют группы риска и внешние поведенческие признаки деструктивных личностей. А далее с представителями той или иной сферы идет разговор в специфическом направлении. Учителя просят составить портрет подростка, который предрасположен к противоправным действиям, сотрудникам прокуратуры больше интересен процесс ведения переговоров с лидерами толпы. Работая с психологами, мы больше акцентируем внимание на коррекционной деятельности, а полицейским рассказываем о методиках, помогающих различать признаки агрессивности у человека, – говорит она.
Раскрывая проблемные ситуации, участники семинара пытаются объяснить суть конфликтных личностей, проявляющих беспричинную агрессию, путающих демократию со вседозволенностью. Эксперт разъясняет, как можно установить психологический контакт, найти точки соприкосновения с токсичными людьми, которые могут негативно повлиять на психологическое состояние одного человека и морально-психологический климат в коллективе.
– Такие токсичные и радикально настроенные мужчины пользуются и абсолютной властью в семье. Именно они и увозили свои семьи в зоны боевого конфликта. Теперь эти женщины и дети нуждаются в реабилитации, которая в полной мере произойдет лишь через пять лет. Пока еще, с учетом пандемии, время ресоциализации не пришло, и мы продолжаем работать с женщинами как индивидуально, так и проводим групповые тренинги, – отмечает Лола Шакимова.
Она делит женщин, вернувшихся из Ближнего Востока, на две категории – экстравертов, открыто выражающих эмоции и легко поддающихся коррекции, а также интровертов – замкнувшихся в себе и которых очень сложно вытащить из эмоциального ступора.
В основном женщины, впрочем, как и мужчины, попавшие под влияние радикалов, практически не знакомы с исламом. Пользуясь их религиозной неграмотностью, вербовщики трактуют цитаты из священных книг в свою пользу, очень часто подменяются те или иные понятия.
– Джихад означает борьбу с внутренними пороками. Шахидом арабы называют воина, который находится впереди строя при защите родины. Шахидка – это женщина, умершая во время родов, но у которой остался жив ребенок. Однако настоящее значение этих слов практически никто не знает, и они ассоциируются только со злом, – говорит психолог.
Религиозные экстремисты не только пытаются выставить в негативном свете ислам, но и главную человеческую ценность – семью. Как подчеркивает эксперт, они делают все возможное, чтобы отвернуть человека от родных, утверждая, что теперь у него есть другие близкие люди, объединенные общей верой. Не случайно радикально настроенные граждане называют друг друга «брат» и «сестра». Пытаясь достичь вербовочной цели, они оказывают материальную и социальную помощь, потому как хорошо знают: если человек будет чувствовать себя в этом обществе комфортно, никто не подвергнет его действия критике, то он очень скоро станет одним из них.
Постепенно люди с деструктивным религиозным самосознанием теряют гражданскую позицию, национальную идентичность, уважение к себе. На первое место они ставят только религию и отрицают все остальное. При этом напрочь забывают о том, что ислам несет мир, веру в добро.
– Любая религия – это чистота, нравственность, толерантность, а не насилие и жестокость. Наша задача – донести это до верующей части общества, особенно молодежи. Как мы воспитаем подрастающее поколение, такое и получим будущее страны. А наша молодежь должна четко осознавать свою идентичность и гордиться своим государством, – констатирует Лола Шакимова.
Самал АХМЕТОВА