Обращает на себя внимание активная роль суда – по собственной инициативе он может собирать доказательства, выяснять обстоятельства спора, содействовать в устранении формальных ошибок в исках. При этом бремя доказывания ложится на госорганы, а все сомнения трактуются в пользу граждан и бизнеса.
Новые возможности АППК
Идея внедрения института административной юстиции в отечественное право впервые была отражена в Концепции развития правовой политики на 2010-2020 годы. В последующем Глава государства в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» особо отметил необходимость внедрения института административной юстиции.
И вот почти три года прошло со дня введения в действие Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК) в нашей стране.
– В рамках введения в действие АППК созданы новые специализированные межрайонные административные суды (СМАС), которые теперь рассматривают налоговые, таможенные, антимонопольные, экологические, инвестиционные, земельные, жилищные споры, а также иные иски об оспаривании действий (бездействия), решений государственных органов, то есть публично-правовые споры. Административная юстиция – это механизм защиты прав человека от нарушений и злоупотреблений со стороны власти при помощи судебного административного иска. Именно в этом и состоит ее ценность в правовом государстве, – рассказывает председатель судебной коллегии по административным делам Карагандинского областного суда Мурат Туганбаев.
Все сомнения – в пользу граждан
Раньше перечисленные категории споров рассматривались специализированными экономическими и районными судами в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Новый же обеспечивает предоставление равных возможностей гражданам наравне с государственным аппаратом. Административные процедуры и административное судопроизводство осуществляются на основе единых принципов. Среди них особо привлекательными для граждан и субъектов бизнеса можно назвать принцип приоритета прав – все сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу граждан. А также охрану права на доверие, это значит, что добросовестный гражданин, предприниматель может быть уверен: решение, принятое административным органом, является законным.
Мурат Туганбаев, судья с более чем двадцатилетним стажем, возглавляет судебную коллегию по административным делам области со дня ее образования. Хотя в юности, как и все в те годы, мечтал стать космонавтом или летчиком-испытателем. После окончания Республиканской физико-математической школы в Алма-Ате он успешно сдал экзамены в Харьковское военное авиационное училище, оставалось только прибыть на зачисление. Но мама настояла на том, чтобы он попробовал поступить в гражданский вуз и остаться дома. И выпускнику физматшколы несложно было поступить в Карагандинский политехнический институт.
После первого курса Мурат Амангельдиевич, как и все его однокурсники, был призван в армию, где после учебки попадает в Афганистан. О службе делится неохотно, как и подобает человеку, прошедшему настоящую школу мужества и героизма. После армии перешел на заочное обучение, работал и в 1997 году окончил Карагандинский технический университет по специальности «Экономика и управление в отраслях горной промышленности». Работал экономистом, затем старшим экономистом на предприятиях в Балхаше и Шашубае. В 1996-м поступил на службу в Государственный следственный комитет. А через год перешел работать судебным приставом-специалистом в управление юстиции Карагандинской области. Получив второе юридическое образование, в 2002 году назначается судьей специализированного межрайонного экономического суда. С 2010-го – председатель специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области.
Дать возможность развиваться
– В те годы становления нашего государства помню, как Налоговый комитет подал иск по банкротству на предприятие по изготовлению кирпича. Завод стабильно работал на немецком оборудовании и выпускал продукцию, которая пользовалась успехом у карагандинцев и применялась при строительстве нашей столицы. Но не успевал погашать долги по налогам. И я принял решение рассматривать это спорное дело на самом предприятии, со всем коллективом, – вспоминает Мурат Амангельдиевич.
На месте ознакомился с производством. И во время рассмотрения решения о банкротстве все рабочие в один голос сказали: «Мы работаем, выпускаем продукцию, пользующуюся спросом, получаем стабильно зарплату. Предприятие необходимо сохранить!»
Тогда судья принял решение не удовлетворять иск о банкротстве и дать возможность предприятию выйти из сложившейся ситуации и развиваться. И таких производств было в его практике еще много, есть и те, которые по сей день успешно работают.
Согласно статистическим данным, до введения административной юстиции истцы в спорах с органами государственного управления проигрывали в 85 случаях из 100. По истечении трех лет эта цифра выглядит уже по-другому, удовлетворяемость исков выросла до 60 процентов. То есть граждане, считающие, что решением, действием (бездействием) государственного органа нарушаются их права и законные интересы, стали выигрывать в судах в 60 случаях из 100, и эта цифра растет.
– На практике сами истцы отмечают улучшение работы госорганов после введения административной юстиции. Это, безусловно, свидетельствует о важности роли судебной власти в формировании доверия граждан к институтам государственного управления, – подчеркивает Мурат Туганбаев.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Фото из архива Мурата Туганбаева