ДомойНовостиОбществоКак социализируются сироты с особенностями в развитии

Как социализируются сироты с особенностями в развитии

Пятнадцатилетняя Наташа Савинова водит нас по уютным коридорам как заправский экскурсовод. Она все время что-то рассказывает, знакомит с другими воспитанниками, охотно вступает в полемику. Впрочем, здесь нас встречают радушно все.

Первое, что бросается в глаза, — это раскрепощенность детей. В них совершенно не чувствуется «интернатовское воспитание». Обычно в подобного рода социальных учреждениях ребята не идут на контакт и отвечают на вопросы по указке взрослых. Здесь же предстала совершенно противоположная картина.

Первые два этажа детского дома считаются административными. Остальные три принадлежат воспитанникам. Впускают сюда чужих нечасто, потому как и руководство, и воспитатели уверены, в дом можно зайти только по приглашению хозяев. В этом доме хозяева — дети. Нас ребята любезно пригласили посмотреть на то, как они живут и проводят досуг во время каникул.

Наташа Савинова живет здесь девять лет. До этого она воспитывалась в детском доме «Кулыншак», но после его расформирования вместе с другими девчонками и мальчишками была определена сюда. У Наташи есть мама, которая приезжает к ней из Темиртау один-два раза в месяц.

— Я люблю ее, но не скучаю по ней. Привыкла жить в детском доме. Воспитатели мне заменили маму, а ребята стали как братья и сестры. Живем дружно, все стали родными друг другу, — признается девочка.

Наташа — активистка, хотя здесь все стараются попасть на глаза и рассказать о своих увлечениях. Но у Натальи их больше всего: играет на пианино, гитаре, занимается вокалом, изучает английский язык и выступает моделью для фотографов, которыми являются сами воспитанники.

— Нам дали возможность всему научиться, и я ею пользуюсь. Раньше мечтала стать поваром, но с тех пор как начала заниматься музыкой, хочу после школы учиться этой профессии, — говорит Наталья Савинова.

За детьми присматривают по очереди пять воспитателей и помощница. Зульфия Исмагулова — одна из них. Она рассказала, что в одной группе находятся 16 девочек возрастом от 6 до 18 лет. Живут они в четырех спальных комнатах, есть также игровая, но она общая как для девочек, так и для мальчиков.

— У нас все как дома: развлекаемся, делаем домашние задания, кто играет, а кто смотрит телевизор, кто-то шкодничает, — смеется Зульфия Исмагулова.

В свободное время воспитанники заняты по-разному. Одно из самых любимых занятий — фотодело. Камеру в руках подержали все без исключения, но преданными искусству фотографии остались лишь 10 ребят. Самый увлеченный — Костя Макаров.

Ему 17 лет, но внешне выглядит на несколько лет младше. В детском доме Костя с 8 лет. О родителях подросток говорить не захотел, лишь обронив, что их у него нет. Между тем до интерната он жил с мамой и папой. А вот о фотографии Константин мог говорить бесконечно, настолько нравится ему это хобби.

Обучает воспитанников преподаватель Ирина Майер, которая не только сама приезжает на мастер-классы, но и проводит их на своем рабочем месте. Как рассказывают ребята, обучение проводится на профессиональных фотоаппаратах. Кстати, сами работы приятно удивляют, они ничем не отличаются от профессиональных.

— Нам сначала рассказали, как устроена камера, как правильно ее держать и с ней работать, научили пользоваться специальными компьютерными программами по обработке картинки, монтажу и многому другому. Я пока долго работаю над одной фотографией, особенно если на ней изображены люди — удаляю их недостатки на лице. А предметы получаются быстрее и легче, — рассказывает Костя Макаров.

Результаты своих работ юные фотографы закрепили на стендах в своей мастерской и демонстрируют их онлайн через большой экран.

В этой же комнате проводятся занятия по робототехнике. В день нашего приезда роботов собирали Андрей Довгаль и Саша Потапов. Андрею — 16 лет, десять из которых он живет в этом детском доме. После школы хочет поступить в колледж и выучиться на учителя физической культуры. А вообще у Андрея есть мечта — открыть собственную секцию по таэквондо и тренировать детей. Сам он успешно занимается этим видом спорта и даже неоднократно становился призером различных соревнований. Но так как одно другому не мешает, то спорт Андрей совмещает с робототехникой.

А вот Александр Потапов решил хобби перевести в профессию и поступил в этом году в колледж при КарТУ на отделение программного обеспечения. Одним из последних достижений ребят стал робошпион, который теперь «живет» в комнате Саши и управляется через мобильный телефон. Вместе с тем юноши помогают младшим в создании роботов и «Лего». А в этом году воспитанники детского дома впервые приняли участие в фестивале «RoboLand».

Параллельно с этими курсами ребята изучают английский язык. Правда, как сами признаются, давался он им тяжело и не особо нравился. Пока не появились кресла-мешки. Они расставлены по всей большой комнате, и, сидя на них, воспитанники в неформальной обстановке учат иностранный язык.

Административный блок, реабилитационные кабинеты и конференц-зал расположены на нижних этажах.

— Посторонних людей мы стараемся не допускать в комнаты детей, чтобы не нарушать их покой. Постоянное вторжение в их жизнь чужих взрослых людей может травмировать психику. Да и какому бы человеку понравилось, если к нему домой приходят без приглашения. Мы, конечно же, можем показать, как дети живут, но работать коллеги должны в специально предусмотренных для этого кабинетах. В них проводятся семинары, конференции, круглые столы. Я и сама лишний раз стараюсь не тревожить детей. У них с воспитателями сложилась своя семья с традициями и правилами. И этот хрупкий мир для каждого из нас очень дорог, — подчеркнула директор областного детского дома для детей с ограниченными возможностями Данекер Сейсекина.

Учитывая особенности в развитии, в учреждении работают кабинеты дефектолога, логопеда и сенсорная комната. Гордостью здесь является логопедический тренажер с новейшей программой. Он не просто ставит правильное произношение, но и массирует голосовые связки.

— Для наших детей важна релаксация, поэтому в сенсорной комнате они занимаются ежедневно — развивают моторику, получают сказкотерапию, купаются в сухом бассейне из шаров. Все это создано для снятия нервного напряжения, — отмечает психолог Марина Рахимкулова.

А мы продолжаем экскурсию по детскому дому и заходим в банкетный зал, который соседствует с кухней. Ее можно смело назвать мечтой любой хозяйки.

— Воспитатели учат нас готовить, говорят, что это пригодится в жизни. А еще показывают, как надо правильно сервировать стол, сидеть за ним, какими приборами пользоваться. Одним словом, чтобы мы знали, как едят в хорошем обществе, — говорит юный повар Дима Вилутис.

Сам он отдает предпочтение восточной кухне, а именно — японской и тайской, но готовить умеет практически все блюда. С появлением кухни Дмитрий даже решил изменить мечту о будущей профессии.

— Сначала я хотел работать на железной дороге, так как там хорошо платят. А теперь думаю учиться на кулинара, — рассуждает подросток.

После вкусной еды воспитанники отправляются сжигать калории. Сейчас они готовятся к соревнованиям по настольному теннису, которые состоятся в Караганде.

По словам учителя физической культуры Курмангазы Кукенова, ребята неоднократно побеждали не только на городских или областных состязаниях, но и республиканских.

— Они занимаются разными видами спорта. Помимо подготовки к соревнованиям по настольному теннису мы еще тренируемся в лыжных забегах, так как в феврале собираемся ехать на международные старты, которые пройдут в России. Наш детский дом представят четыре воспитанника, которые являются студентами отделения физической культуры в гуманитарном колледже, — не без гордости рассказывает Курмангазы Кукенов, демонстрируя многочисленные кубки, золотые медали и дипломы воспитанников.

Еще одним любимым увлечением ребят в последние полтора года стала музыка. Они с удовольствием играют на гитарах, барабане, фортепиано, поют. Их этому профессионально учат специально приглашенные педагоги. Результаты не заставили себя долго ждать, и с недавних пор подростки стали принимать участие в конкурсах и побеждать в них.

В музее собрана вся летопись детского дома, старейшего в регионе. Детский дом имени Н. Крупской был открыт в 1932 году в поселке Компанейском. Подтверждением этому служат первые приказы директоров. Поселка уже давно нет, а детский дом переехал в Майкудук и долгое время носил имя жены вождя мирового пролетариата. В последние годы он несколько сменил род деятельности, и сюда стали привозить детей с особенностями в развитии. Среди воспитанников есть слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, диагнозом ДЦП, но превалирующее большинство — с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

— Многие из воспитанников — с сохранным интеллектом, который с годами выравнивается, и они живут полноценно. Наша главная задача — максимально социализировать детей, чтобы они могли в будущем получить профессию. Открывая класс робототехники, мы с коллегами решили, что, возможно, наши ребята и не сильны в науках, но зато у них будет хорошо развита логика. Кроме того, робототехника делает их более усидчивыми, концентрирует внимание, заставляет работать мозг, что положительно влияет на общее развитие ребенка.

Безусловно, у нас есть кружковая деятельность — рисование, домоводство, декоративно-прикладное искусство. Однако воспитатели и педагоги решили идти в ногу со временем. Мы справедливо полагаем, что наши воспитанники имеют право на те же курсы, что и домашние дети, — говорит Д. Сейсекина.

Впрочем, ничего бы этого не было без поддержки одного из карагандинских предпринимателей, который купил музыкальные инструменты, фотоаппараты, оборудование, кресла-мешки, оплачивает работу приглашенных профессионалов. Имя свое он не афиширует, так как считает, что настоящая благотворительность проводится не напоказ.

— В марте 2020 года ко мне в кабинет пришел мужчина, который с порога объявил, что хочет помочь воспитанникам нашего детского дома получить медицинское образование. Я ответила, что в силу особенностей дети не смогут учиться в медвузе, и посоветовала ему обратиться в другие детские дома, где воспитываются здоровые дети. Однако он сказал, что хочет помогать именно нашим воспитанникам. В то время мы остро нуждались в современном логопедическом тренажере. Его-то и приобрел меценат.

А потом предприниматель поверил в нас и детей и попросил поделиться идеями. Я сказала, что хорошо было бы открыть музыкальную школу, и она у нас появилась, а вместе с ней — уроки по вокалу. Потом мы попросили открыть фотошколу, ведь индустрия развлечений и сфера услуг развиваются стремительными темпами, а хорошие фотографы — нарасхват. Благодаря этому человеку ребята учат иностранный язык, — рассказывает Данекер Сейсекина.

Помогает детскому дому и один из алматинских благотворительных фондов, который и обустроил им кухню с банкетным залом. В скором времени здесь появится и салон красоты, где для ребят будут проводить мастер-классы по парикмахерскому делу и ногтевому сервису (маникюр и педикюр).

В настоящее время в детском доме живут 133 несовершеннолетних и еще 32 — в доме юношества, который расположен на последнем этаже здания. Специалисты сопровождают воспитанников до 23 лет. Здесь работает центр поддержки семьи, где уже выпускникам детдома помогают встать в очередь на жилье, восстановить утерянные документы, найти родителей. Помощь оказывается как консультативная, так и правовая, психологическая.

— Мы стараемся поддерживать связь с родственниками ребят, потому что семья нужна каждому человеку. Выпускаясь отсюда, они все равно ищут своих родных, — подчеркивает Данекер Сейсекина.

Самал АХМЕТОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяТочки роста
Следующая статьяС заботой о будущем
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные