Меньше бумаги — больше дела

592

В регионе наметилась устойчивая тенденция
к снижению преступности

Как сообщила на аппаратном совещании начальник управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Карагандинской области Жулдыз Буламбекова, если в 2015 году было зарегистрировано 30 тысяч правонарушений, то в 2021-м эта цифра составила 11,6 тыс. При этом каждое третье уголовное дело расследуется в электронном формате, что способствует процессу дебюрократизации работы правоохранителей.

В частности, по итогам трех месяцев нынешнего года уровень преступности сократился на 20,8%, общая раскрываемость тяжких и особо тяжких видов правонарушений составила 74,9%. Жулдыз Буламбекова подчеркнула, что с 2015 года досудебное расследование начинается с момента регистрации сведений в информационной системе ЕРДР. До этого времени уголовные дела расследовались в привычном формате — на бумажном носителе, а сведения в информационную базу вводились лишь для ведения статистики.

— С 2015 года уголовный процесс претерпел серьезные изменения. В настоящий момент, если какое-либо процессуальное решение или действие следователя по делу не будет введено в ЕРДР, то оно будет признано незаконным и, соответственно, не ляжет в основу доказательной базы. Система ЕРДР автоматизировала все стадии — от начала расследования до отбытия лицом наказания, — пояснила начальник управления.

По ее словам, цифровизация уголовного процесса позволила решить ряд чувствительных для населения вопросов.

— В 2020 году по поручению Главы государства Генеральной прокуратурой начат поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса. Он построен на основе четкого разграничения на три звена: полиция, прокуратура и суд. Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан, исключают факты необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса. Аналогичным образом обеспечено ведение административных дел всеми госорганами в «Едином реестре административных производств». Здесь также автоматизированы все стадии — от составления протокола до оплаты штрафа. Так, уполномоченный орган в системе ЕРАП в несколько кликов составит электронный протокол, который моментально попадет в базу данных с отображением сведений в банках второго уровня. Это позволяет гражданину сразу после оформления протокола произвести оплату штрафа, в том числе в сокращенном порядке. Составленный электронный протокол будет подписываться электронно-цифровой подписью. Анкетные данные правонарушителя автоматически подгружаются через государственную базу данных физических лиц, достаточно ввести ИИН, — рассказала Ж. Буламбекова.

Кроме того, автоматизирована процедура регистрации субъектов предпринимательства и их проверок. Программа ЕРСОП сама определяет предпринимателей для контроля — на основе системы управления рисками (в ней заложены критерии, по которым идет отбор: к примеру, публикации в СМИ, жалобы и так далее). Тем самым минимизированы человеческий фактор и коррупционные риски при определении субъектов, подлежащих плановым проверкам, подчеркнули в областном управлении Комитета по правовой статистике и спецучетам.

— В целом сегодня наши усилия направлены на выполнение поставленной задачи по обеспечению госорганов и граждан правовой информацией и развитию IT-технологий с целью повышения прозрачности и эффективности работы госорганов, доступности граждан к интересующей их информации, оперативности и качества предоставляемых госуслуг. Могу прямо сказать, что цифровизация процессов в уголовной, гражданской и административных сферах намного облегчила работу правоохранительных и государственных органов. К примеру, на данный момент имеется 24 специальных учета. Это сведения о судимости, уволенных по отрицательным мотивам, недееспособных, разыскиваемых лицах, экстремистах, террористах и тому подобное. Данная информация является результатом получения правовой статистики, формируемой на разных стадиях уголовного, административного и гражданского процессов. Сведения также используются при приеме на государственную службу, рассмотрении вопроса о допуске к госсекретам и соблюдении других законодательных ограничений (например, запрет на трудоустройство лиц, осужденных за преступления против половой неприкосновенности детей), — отметила Жулдыз Буламбекова.

Помимо этого, обеспечен автоматизированный обмен информацией между правоохранительными и специальными органами — интегрированы 87 баз данных 26 госорганов. Доступ к данной системе строго ограничен для предотвращения утечки персональных данных. Наряду с этим в целях улучшения состояния общественной безопасности разработаны различные геоинформационные карты и сервисы (карта аварийности, карта преступности, карта педофилов, карта преступлений, совершенных несовершеннолетними, карта обращений, сведения о штрафах, должники по алиментам, розыск лиц). Через эти сервисы граждане могут подать заявление в полицию и отследить его рассмотрение, проверить транспорт на ДТП, также участники уголовного процесса могут получить информацию о продвижении дела, увидеть все статистические отчеты комитета, подчеркнула начальник управления.

В ходе совещания аким области Женис Касымбек напомнил собравшимся, что в прошлом году в стране была кардинально изменена работа с обращениями граждан вследствие введения электронной системы «Е-өтініш». Она призвана существенно повысить эффективность работы госорганов. Подать обращения можно непосредственно в акимате или другом ведомстве, либо обратившись в ЦОН. Система «Е-өтініш» также установлена в каждом сельском акимате.

— Все обращения, пришли ли они в канцелярию госоргана, по почте (обычной и электронной) или через ЦОН, поступают и фиксируются в системе «Е-өтініш». Эта совершенно новая платформа позволяет оптимизировать и уже в упрощенной форме передавать данные в соответствующие органы в автоматическом режиме. Не надо будет бегать между ведомствами, собирать различные письма, писать то же обращение в одно министерство, потом акимат и, к примеру, правоохранительные органы. Все будет аккумулироваться в единой системе «Е-өтініш». Весь цифровой профиль, все истории обращения, жалобы поступают централизованно, — отметил глава региона.

Отмечается, что данная система позволит Генеральной прокуратуре, Администрации Президента и вышестоящим органам контролировать все процессы по обращениям, даже если оно поступило к сельскому акиму. По сути, система электронных обращений «Е-өтініш» призвана стать канцелярией всех госорганов страны. Она предоставит заявителям возможность контролировать ход рассмотрения своего обращения и оценивать качество полученного ответа.

Фархат КИНЖИТАЕВ