Порыв свободы

Декабрьские события 1986-го дали нам незабываемые уроки жизни

(Окончание. Начало в номере от 9 декабря 2021 г.)

Тогдашние власти сделали все, чтобы скрыть масштабы своего преступления. В те дни за городом, в потаенных местах, совершались массовые захоронения, поскольку погибли сотни безвинных людей. Сотни исчезли без следа, а тысячи людей получили увечья. Между тем советская пропаганда все перевернула с ног на голову. Молодежь на площади была объявлена экстремистскими и хулиганскими элементами. Власти постарались сделать из демонстрантов образ разрушительной толпы, враждебной населению. После этого можно было штамповать конвейер уголовных дел, как в 1937 году. На деле так и получилось.

 

Декабрьские события 1986 года с первого дня были трактованы ошибочно, в угоду некоторым должностным лицам, повинным в противоправном подавлении мирной демонстрации. Истинный масштаб и глубина этой трагедии тем самым скрывались от народа, от мировой общественности. Между тем специальным оперативным планом «Метель», впервые апробированным в Казахстане, предусматривались мероприятия по переводу событий в нужное русло — уголовное или националистическое, по желанию, вплоть до провокаций, предусматривалось использование оружия. Дело в том, что в жестокой карательной акции под кодовым названием «Метель» участвовали огромные воинские силы. Значительная их часть была доставлена из Средней Азии, Сибири и с Урала. Это 3200 человек личного состава спецназа, милиции и внутренних войск, а также более 10 000 дружинников. В ход были пущены 11 пожарных машин, поливавших демонстрантов ледяной водой из брандспойтов, 15 БТРов, таранивших ряды митингующих, специально натасканные служебные собаки, дубинки милиционеров. По приказу из Москвы на головы демонстрантов обрушились саперные лопатки.

Так по преступной воле «верных интернационалистов-ленинцев» из Кремля миллионный многонациональный город (как и вся республика) в одночасье был ввергнут в атмосферу межэтнического отчуждения, взаимных обид и непонимания, унижения и морального оскорбления. Вместе с тем события декабря 1986 года показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире, — вещи весьма хрупкие. Поэтому они требуют очень бережного отношения.

События в Алма-Ате в постановлении ЦК КПСС были обозначены как проявление казахского национализма. А в рамках широко развернувшейся кампании по борьбе с ним началось как бы вторичное (со времен 30-х годов) выкорчевывание из исторической памяти народа всего того, что так или иначе связывалось с национально-либеральной интеллигенцией, репрессированной сталинским режимом. Вся гласность сводилась к критике в печати и на партийно-хозяйственных активах коррупции (главными рассадниками ее в республике объявлялись Д. Кунаев и его окружение), кадрового и регионального протекционизма. В целях имитации «непоколебимой решимости властей бороться с этими пороками» ряду высокопоставленных лиц были инкриминированы уголовные дела. Позднее за отсутствием состава преступления они были прекращены.

Предполагал ли кто-нибудь тогда, в конце 1986 года, что СССР стоит у порога крупных социальных потрясений и волнений на межнациональной почве?

Заглянуть вглубь

Декабрь 1986 года был сигналом надвигающейся опасности, который руководством республик и СССР так и не был услышан. Чем же все-таки были вызваны декабрьские события?

Как писали западные СМИ, смещение Д. Кунаева с поста первого секретаря было лишь предлогом для студенческих волнений, а главной причиной стали рост национального самосознания и засилье Москвы. Иначе говоря, в основе декабрьских событий был комплекс политических, экономических и социальных причин.

Во-первых, одной из глубинных причин, вызвавших эти события, явился политический волюнтаризм властей. Десятилетиями административная система вместо реальной работы занималась лакировкой действительности и мифотворчеством — типа того, что в СССР национальный вопрос решен «окончательно и бесповоротно». Между тем во второй половине 80-х годов по огромному тюркскому пространству автономных и союзных республик СССР прокатилась тревожная волна межнациональных стычек: это Якутск (Якутия), Кызыл (Тува), Казань (Татария), Чебоксары (Чувашия), Наманган (Узбекистан), Ош (Кыргызстан). При этом некоторые эксцессы из этих событий власти замолчали, другие подали в извращенном свете, третьи жестоко подавили и оклеветали. Почти все выступления основывались на недовольстве политикой центра. Конечно, все это не могло быть случайностью.

Вторая важная причина, приведшая к событиям декабря 1986 года, состояла в том, что политический волюнтаризм шел рука об руку с диктатом общесоюзных министерств и ведомств. Последствия административно-командной системы породили крупные перекосы в развитии структуры экономики. Казахстан, обладая громадными природными богатствами, превратился в сырьевой придаток более развитых в промышленном отношении регионов.

Еще одной серьезной причиной трагедии декабря 1986 года явилось то, что в сельской местности, где проживало около половины коренного населения республики, развивались безработица, неудовлетворенность низким уровнем жизни. Подавляющее большинство сельских населенных пунктов не имело типовых школ, дошкольных учреждений, предприятий торговли, учреждений здравоохранения. Молодежь, выталкиваемая безработицей, нерешенностью социальных проблем, из аулов устремлялась в город. А там — та же бытовая неустроенность, дороговизна. Интересно отметить, что в связи с восстанием казахской молодежи Совет министров КазССР в 1988 году был вынужден дать специальное поручение министерствам и ведомствам об изучении социально-экономического положения сельских районов республики. Итоги исследования были обсуждены на расширенном президиуме 27 февраля 1989 года. Была сделана типология обследуемых сельских районов. И было признано, что 71 район находится в неблагополучном состоянии, а 30 из них могут быть отнесены к разряду катастрофических. Основная причина бедственного положения — расположенность этих районов в пустынной и полупустынной зоне (Айтимбет И., «Личность в условиях тоталитарной системы»// Мысль, 2011, № 11, с. 16).

Извлекая сегодня уроки из прошлого, осознаешь, насколько важен постоянный учет государственной властью этнического фактора. Дело в том, что за годы советской власти этнический состав населения Казахстана весьма усложнился. По данным исследований профессора Ж. Артыкбаева (Артыкбаев Ж.О., История Казахстана. Учебник-хрестоматия. — Астана: ИКФ «Фолиант», 1999, с. 220-221), если по переписи в 1920 году в степных областях было зафиксировано 38 национальностей, то уже по данным переписи 1970 года — 114, а в 1986 году — 120 национальностей. В промежутке между переписями 1926-1939 годов численность русских в республике возросла с 1275 до 2448 тысяч, немцев — с 51,1 до 92,4 тысячи, татар — с 79,8 до 160 тысяч, корейцев — с 0,1 до 95,5 тысячи. Прирост населения в основном произошел за счет ссыльных и депортированных. Как следствие, в 1926-1959 годы численность казахов уменьшилась от 58,7% до 29,8%. Таким образом, Казахстан к середине 80-х годов не только входил в единый народно-хозяйственный комплекс, но и в этническом плане был безличен, превращаясь в подобие российской глубинки.

Еще одной причиной, приведшей к трагическим событиям в середине 80-х годов, стало то, что в 1950-1980 годы происходило неуклонное сокращение сферы применения казахского языка. Как утверждает ученый-историк А. Абдакимов (Абдакимов А., История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). — Алматы: РИК, 1994, с. 197), «он перестал быть полнокровным языком на территории республики. Возникла реальная угроза его деградации и постепенного исчезновения. Так, например, из 50 социальных функций, которые необходимы любому языку для нормального функционирования, казахский язык действовал лишь в десяти. В силу падения его престижа, незнания истории народа распространялось пренебрежение к родному казахскому языку среди подрастающего поколения. Это вызывало негодование у другой части коренного населения».

Наконец можно назвать еще один фактор, приведший к печальным событиям 1986 года. На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно-воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась и традиционная культура казахов начала ХХ века. Однако вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как обращение Совета народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 года, начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшийся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинений в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х годах ХХ века таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е — хранящего у себя книги на арабице, в 70-80-е годы — простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников».

В целом приведенные факты свидетельствуют о том, что в течение долгих лет горючий материал был накоплен. Поэтому декабрь не мог не состояться. Для взрыва был нужен лишь повод. И решение Москвы 16 декабря 1986 года спустить в Казахстан своего ставленника стало таким поводом для выступлений социально неустроенной молодежи, остро чувствовавшей на себе всю глубину нерешенных проблем в области национальной политики.

Декабрьские события в Казахстане имели объективные предпосылки, вызревшие в недрах тоталитарного режима. Они взорвали молчаливое сопротивление союзных республик диктату Центра, нарушили затишье перед бурей. За Алма-Атой последовали Сумгаит, Баку, Тбилиси, Вильнюс, Фергана, Ош. Они продемонстрировали бурный рост национального самосознания среди самых широких масс народа. Национальные движения стали локомотивом развала Советского Союза.

* * *

Сейчас во многих государствах бывшего Советского Союза забыли о «декабрьском восстании» в Казахстане. Сегодня они заняты воспеванием своего освобождения и укреплением своего государства. А в родном Отечестве из-за противодействия некоторых бывших партократов, замешанных в его подавлении, стараются если не искоренить, то приглушить память о нем. А между тем об этом восстании и его жертвах надо бы помнить всему миру. Именно декабрь 1986 года в Алма-Ате положил начало свободолюбивым порывам народов, приведшим к образованию новых независимых государств. В конечном счете это изменило баланс сил в мире в пользу демократии.

По иронии судьбы Казахстан последним обрел свою независимость. При этом декабрьские события 1986 года навсегда остались в истории суровым испытанием, пережитым в начале пути к новой жизни, о которой мечтали наши предки. Память о событиях декабря 1986 года призывает всех нас высоко нести знамя свободы для дальнейшего укрепления основ нашей независимости.

Конечно, раны, оставленные декабрьскими событиями в наших сердцах, постепенно излечивает время. Хладнокровие, трезвый разум и взвешенная политика помогли нам вынести из прошлого необходимые уроки, без страха и упрека пойти навстречу будущему. Поэтому низкий поклон героям Желтоксана, в трудный для Родины час вставшим на защиту ее чести и достоинства.

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук,

академик, почетный работник образования РК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные