ДомойНовостиКультураПерсонажи тюркского фольклора обретают новую жизнь

Персонажи тюркского фольклора обретают новую жизнь

Что нас всех объединяет? То, что все мы родом из детства — любимые сказки, фольклор. Они так или иначе перекликаются в различных культурах. У каждого народа есть богатыри, колдуны и злодеи… Молодой карагандинец хочет стряхнуть пыль с казахских и тюркских персонажей и создать мир фэнтези, о котором будет знать весь мир.

Такая идея пришла специалисту по компьютерной графике в сфере архитектуры Жанасылу Габдуллину. Он воспитывает семилетнего сына, который интересуется различными мифическими существами. Жанасыл стал знакомить его с персонажами казахского и тюркского фольклора и понял, что они не вызвали особого интереса у ребенка. Все потому, что нет современного яркого образа или рисунка: персонажи застряли где-то в далеком прошлом. Тогда он заинтересовался этим вопросом. Начал изучать персонажей, провел исследование, сам подготовил несколько рисунков и техническое задание на основе достоверного казахского и тюркского фольклорного и мифологического материала.

— Вообще все это мне было близко с детства. Я жил в поселке, у нас не было электроэнергии. Как-то отец принес домой большой аккумулятор и подключил радио, по которому передавали казахские сказки. Я всегда их слушал и представлял себе героев, — делится Жанасыл.

Это были сказки про Жезтырнак, что в переводе буквально означает «медный коготь». Это женский злой демонический персонаж казахской мифологии и некоторых тюркских народов. Обычно представляется в облике красивой молодой девушки или женщины с медными носом и когтями, обладает злобным характером и невероятной силой. А еще предания про великана — силача Таусогара («Сталкивающий гоpы»). Про подземный мир, где обитают змеи, и его правителя. Про таких героев, как Ер-Тостик, который отправился искать своих пропавших братьев, его путешествие в подземный мир и возвращение, и другие.

— Все это основывается на наших традициях. Я пришел к тому, что каждая сказка, каждый миф — отмершие, потерявшие актуальность ритуалы. Эти истории описывают, как они выглядели. И я пытаюсь это все реанимировать, — продолжил Ж. Габдуллин.

 

Он объясняет, что часто читает своему ребенку фэнтезийные книги. Такие как, например, «Гарри Поттер» или «Ледяной Джек». А у нас такого современного формата нет. Наши персонажи буквально запылились в бабушкином сундуке, и они все требуют обновления.

Западный контент и так заполонил всю территорию нашей страны. Почти каждый ребенок знает про Спанч Боба и Человека-Паука, а что касается наших героев, то даже их имен некоторые не слышали, говорит молодой художник. А у нас больше сотни очень ярких персонажей! К примеру, Конаяк, который можно назвать аналогом Харона из греческой мифологии. Только у него вместо ног — ремни. Обитает он на кроне Байтерека, который в мифологии является связующим путем между тремя уровнями мира: небесного, серединного (нашего) и подземного. Конаяк же, который обитает на его ветвях, занимается переносом душ. Абсолютно утрачены, говорит Жанасыл, и те же самые образы шаманов, кузнецов — дарханов.

— Наша мифология сейчас представляет собой большую мозаику, калейдоскоп, который растрясли, — много ярких осколков, но из этого надо собрать красивый витраж. Очень много осколков утеряно. Я собираю их, восполняю пробелы из фольклора братских тюркских народов. Некоторые персонажи создаются лишь по частичкам из отрывочных упоминаний. Бывает, что, наоборот, персонажей приходится разделять, потому что перепутан функционал. Сейчас в разработке находится карта персонажей, в которой 150 образов, — объясняет Ж. Габдуллин.

Жанасыл хочет популяризировать наших персонажей, поднять их имидж, своей работой привлечь в эту область исследователей. Уверен, что успешная реализация его проекта повлияет на внутреннюю политику нашей страны, формирование идеологии у молодежи, потому как он имеет воспитательную и образовательную нагрузку. Так, к примеру, упомянутые выше дарханы (кузнецы), которые умеют заговаривать металл, — это те же самые инженеры-конструкторы. Их популяризация может помочь привлечь молодежь к труду. Есть персонаж — колодцекопатель Кодар, его образ можно привязать к экологии, орошению земель. Есть хранители воды — они учат, как бережно относиться к водным ресурсам, хранитель лесов — беречь лес и так далее. То есть через сказочных персонажей с детства прививать правильные ценности.

 

— Есть такое понятие – «глокализация». Это процесс сохранения и усиления региональных отличий. Ее, например, использует Япония, сохраняя свои традиции, их функции, идентичность. Хотелось бы, чтобы и у нас были свои мультфильмы, комиксы, игрушки, вызывающие ассоциации с нашей страной, вывести наших персонажей на мировой уровень, чтобы они могли конкурировать с любыми супергероями. Сделать их брендом, узнаваемым во всем мире. Материала для этого у нас более чем достаточно, — уверен молодой энтузиаст.

Жанасыл обращает внимание на то, что, когда он говорит «ребрендинг», его неправильно понимают. Думают, что надо просто перерисовать героев. А на деле именно художественная составляющая является лишь десятой частью всего проекта. А цель совершенно иная — стряхнуть с них пыль, создать огромный мир. Не просто брать персонажи, например, какого-то монстра без истории, а чтобы у каждого героя была своя смысловая нагрузка.

— Нового ничего нет. Я ничего не выдумываю. Мы просто реконструируем их реальные образы и истории. Всегда могу сослаться на источники. Своего рода это научная работа, но она больше подается в художественном ключе. Это было бы интересно для всего тюркского мира — узбеков, кыргызов, туркменов, азербайджанцев, турок и многих других, — уверен он.

Для реализации проекта банально не хватает денег. Жанасыл Габдуллин ищет меценатов. Открыл общественный фонд «Дала мұра», что в переводе означает «Наследие степи». Пока никаких движений в фонде нет, но он не теряет надежду. Кроме того, в команду, работающую над проектом, требуются научные консультанты, дизайнеры, писатели.

— При постоянном финансировании в течение двух-трех лет мы сможем «выкатить» персонажей международного уровня. А в течение десяти лет можно создать игры, сценарии к фильмам и мультфильмам на уровне того же самого «Ведьмака», имеющего мировую популярность. А вообще это долгосрочный проект, которому я планирую посвятить всю свою жизнь, — подытожил Ж. Габдуллин.

Наталья ФОМИНА

Предыдущая статьяПотому что были вместе
Следующая статьяУгольный арсенал
Похожие статьи

Лента новостей