ДомойНовостиКультураПерсонажи тюркского фольклора обретают новую жизнь

Персонажи тюркского фольклора обретают новую жизнь

Что нас всех объединяет? То, что все мы родом из детства — любимые сказки, фольклор. Они так или иначе перекликаются в различных культурах. У каждого народа есть богатыри, колдуны и злодеи… Молодой карагандинец хочет стряхнуть пыль с казахских и тюркских персонажей и создать мир фэнтези, о котором будет знать весь мир.

Такая идея пришла специалисту по компьютерной графике в сфере архитектуры Жанасылу Габдуллину. Он воспитывает семилетнего сына, который интересуется различными мифическими существами. Жанасыл стал знакомить его с персонажами казахского и тюркского фольклора и понял, что они не вызвали особого интереса у ребенка. Все потому, что нет современного яркого образа или рисунка: персонажи застряли где-то в далеком прошлом. Тогда он заинтересовался этим вопросом. Начал изучать персонажей, провел исследование, сам подготовил несколько рисунков и техническое задание на основе достоверного казахского и тюркского фольклорного и мифологического материала.

— Вообще все это мне было близко с детства. Я жил в поселке, у нас не было электроэнергии. Как-то отец принес домой большой аккумулятор и подключил радио, по которому передавали казахские сказки. Я всегда их слушал и представлял себе героев, — делится Жанасыл.

Это были сказки про Жезтырнак, что в переводе буквально означает «медный коготь». Это женский злой демонический персонаж казахской мифологии и некоторых тюркских народов. Обычно представляется в облике красивой молодой девушки или женщины с медными носом и когтями, обладает злобным характером и невероятной силой. А еще предания про великана — силача Таусогара («Сталкивающий гоpы»). Про подземный мир, где обитают змеи, и его правителя. Про таких героев, как Ер-Тостик, который отправился искать своих пропавших братьев, его путешествие в подземный мир и возвращение, и другие.

— Все это основывается на наших традициях. Я пришел к тому, что каждая сказка, каждый миф — отмершие, потерявшие актуальность ритуалы. Эти истории описывают, как они выглядели. И я пытаюсь это все реанимировать, — продолжил Ж. Габдуллин.

 

Он объясняет, что часто читает своему ребенку фэнтезийные книги. Такие как, например, «Гарри Поттер» или «Ледяной Джек». А у нас такого современного формата нет. Наши персонажи буквально запылились в бабушкином сундуке, и они все требуют обновления.

Западный контент и так заполонил всю территорию нашей страны. Почти каждый ребенок знает про Спанч Боба и Человека-Паука, а что касается наших героев, то даже их имен некоторые не слышали, говорит молодой художник. А у нас больше сотни очень ярких персонажей! К примеру, Конаяк, который можно назвать аналогом Харона из греческой мифологии. Только у него вместо ног — ремни. Обитает он на кроне Байтерека, который в мифологии является связующим путем между тремя уровнями мира: небесного, серединного (нашего) и подземного. Конаяк же, который обитает на его ветвях, занимается переносом душ. Абсолютно утрачены, говорит Жанасыл, и те же самые образы шаманов, кузнецов — дарханов.

— Наша мифология сейчас представляет собой большую мозаику, калейдоскоп, который растрясли, — много ярких осколков, но из этого надо собрать красивый витраж. Очень много осколков утеряно. Я собираю их, восполняю пробелы из фольклора братских тюркских народов. Некоторые персонажи создаются лишь по частичкам из отрывочных упоминаний. Бывает, что, наоборот, персонажей приходится разделять, потому что перепутан функционал. Сейчас в разработке находится карта персонажей, в которой 150 образов, — объясняет Ж. Габдуллин.

Жанасыл хочет популяризировать наших персонажей, поднять их имидж, своей работой привлечь в эту область исследователей. Уверен, что успешная реализация его проекта повлияет на внутреннюю политику нашей страны, формирование идеологии у молодежи, потому как он имеет воспитательную и образовательную нагрузку. Так, к примеру, упомянутые выше дарханы (кузнецы), которые умеют заговаривать металл, — это те же самые инженеры-конструкторы. Их популяризация может помочь привлечь молодежь к труду. Есть персонаж — колодцекопатель Кодар, его образ можно привязать к экологии, орошению земель. Есть хранители воды — они учат, как бережно относиться к водным ресурсам, хранитель лесов — беречь лес и так далее. То есть через сказочных персонажей с детства прививать правильные ценности.

 

— Есть такое понятие – «глокализация». Это процесс сохранения и усиления региональных отличий. Ее, например, использует Япония, сохраняя свои традиции, их функции, идентичность. Хотелось бы, чтобы и у нас были свои мультфильмы, комиксы, игрушки, вызывающие ассоциации с нашей страной, вывести наших персонажей на мировой уровень, чтобы они могли конкурировать с любыми супергероями. Сделать их брендом, узнаваемым во всем мире. Материала для этого у нас более чем достаточно, — уверен молодой энтузиаст.

Жанасыл обращает внимание на то, что, когда он говорит «ребрендинг», его неправильно понимают. Думают, что надо просто перерисовать героев. А на деле именно художественная составляющая является лишь десятой частью всего проекта. А цель совершенно иная — стряхнуть с них пыль, создать огромный мир. Не просто брать персонажи, например, какого-то монстра без истории, а чтобы у каждого героя была своя смысловая нагрузка.

— Нового ничего нет. Я ничего не выдумываю. Мы просто реконструируем их реальные образы и истории. Всегда могу сослаться на источники. Своего рода это научная работа, но она больше подается в художественном ключе. Это было бы интересно для всего тюркского мира — узбеков, кыргызов, туркменов, азербайджанцев, турок и многих других, — уверен он.

Для реализации проекта банально не хватает денег. Жанасыл Габдуллин ищет меценатов. Открыл общественный фонд «Дала мұра», что в переводе означает «Наследие степи». Пока никаких движений в фонде нет, но он не теряет надежду. Кроме того, в команду, работающую над проектом, требуются научные консультанты, дизайнеры, писатели.

— При постоянном финансировании в течение двух-трех лет мы сможем «выкатить» персонажей международного уровня. А в течение десяти лет можно создать игры, сценарии к фильмам и мультфильмам на уровне того же самого «Ведьмака», имеющего мировую популярность. А вообще это долгосрочный проект, которому я планирую посвятить всю свою жизнь, — подытожил Ж. Габдуллин.

Наталья ФОМИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяПотому что были вместе
Следующая статьяУгольный арсенал
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные