ДомойНовостиКультураОдин вернисаж - две истории

Один вернисаж — две истории

Экспозиция «Театр начинается не с вешалки» познакомила зрителей с разными эпохами. На площадке творческой экспериментальной лаборатории «Гражданин художник» были представлены работы художницы Илоны Боксер и костюмы актрисы Нины Мокринской почти вековой давности.

Основная часть экспозиции — эскизы к спектаклям, рожденные фантазией московского дизайнера. Некоторые сопровождаются пояснительными записками, что дает представление о том, какие мысли роились в ее голове в процессе создания очередного творения. Например: «Плащи не до пола, а чуть длиннее щиколоток. 3 шт. 3 шт. мужских плащей, но покороче — до середины икры». Так создавались образы персонажей в постановке «Три сестры» по пьесе Антона Павловича Чехова. Здесь также можно увидеть наряды к «Риголетто» Джузеппе Верди, Королевы Чардаша «Сильвы» Имре Кальмана и другим спектаклям российских театров. Илона Боксер участвовала в подготовке более 45 спектаклей, причем не только в качестве художника по костюмам, но и сценографа. Это Волгоградский театр музыкальной комедии, Волгоградская оперная антреприза, Новосибирский театр оперы и балета, Московский дом музыки, театры Орска, Магадана, Омска.

Куратор экспозиции Юлия Ляндаева, рассказывая о рождении идеи выставки, отметила, что с Илоной Боксер общается очень давно, но исключительно в интернет-пространстве:

— Тем не менее мы настоящие друзья. Поддерживаем друг друга, делимся идеями. Планировали совместные проекты, но в силу различных обстоятельств приехать она не смогла, хотя очень хотела увидеть Караганду.

Кроме того, организатору захотелось наполнить мероприятие аудио-частью. На помощь пришла педагог Оксана Суворкина, которая подготовила лекцию, посвященную истории театрального костюма. Дальше — больше. В процессе подготовки Юлия вспомнила: карагандинская художница Марьяна Макеева рассказывала о том, что читает книгу — мемуары актрисы Нины Мокринской, родственники которой живут в нашем городе. Так и решила включить в экспозицию рассказ о ней. А дополнили выставку ее сценические костюмы, созданные своими руками.

Они хранятся у Нины Шегловской — родной племянницы Мокринской. Она и поведала историю об этой интересной личности, которую российская пресса назвала «харбинской Золушкой».

«Я родилась в бухте Тетюхе…» — писала Мокринская в своих воспоминаниях. Будущая танцовщица появилась на свет в 1912 году в канун Первой мировой войне. Ее отец Георгий Марчанадзе происходил из грузинского княжеского рода. И когда решил сменить фамилию, его крестным отцом был сам император Николай II.

— Тетя Нина была старше мамы на 12 лет. Их детство и юность выпали на годы японской оккупации Харбина. Она раньше встала на крыло и, пользуясь знанием японского языка, стала подрабатывать в баре поезда для офицерского состава, который циркулировал по Маньчжурии. Заработанные деньги использовала для оплаты учебы — мечтала танцевать, — вспоминает Шегловская. — После этого уехала в Шанхай, где устроилась в известный ансамбль под управлением В. Туренина, который выступал с гастролями на Филиппинах, юге Китая. Там она встретила своего будущего мужа — французского летчика Андре Фушье. После завершения Второй мировой войны он официально вызвал ее во Францию, где они и поженились. Впоследствии Фушье стал дипломатом — работал в Японии, Бангладеш, Танзании. А тетя оставила сцену.

На память о жизни под светом софитов Нина Мокринская хранила наряды. Три из них она впоследствии подарила племяннице. Они-то и были представлены на выставке. Прошло почти восемь десятков лет, а краски не утратили своей яркости, не разошелся ни один шов.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные