ДомойНовостиКультураНепререкаемый авторитет

Непререкаемый авторитет

Известной личностью на просторах Сарыарки был Байдалы би Бекшеулы (1727-1822), который внес неоценимый вклад в объединение степного народа. Сохранился даже такой отзыв: «Когда говорит Бухар жырау Калкаманулы, то он черного аргымака утопит на дне реки своим красноречием, а когда говорит Байдалы би, то он своей речью поднимет этого аргымака со дна реки». Многие казахские акыны, путешествуя по аулам рода алтай-мойын, в своих поэмах-песнях восхваляли заслуги Байдалы би. Источники свидетельствуют, что исследователи деятельности Байдалы Бекшеулы, превознося качества знаменитого бия, показывают его как жемчужину всего рода алтай племени аргын.

Эталон справедливости

В XVI-XVIII веках характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация степняков на так называемую «белую кость» (ақ сүйек) и «черную кость» (қара сүйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и большой значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия — төре и қожа.

В отличие от ақ сүйек сословно корпоративные группы «черной кости» являлись более открытыми, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).

Чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых обществах. Привилегированное положение биев в Казахстане определялось прежде всего большой общественной значимостью функций правового регулирования, арбитража и посредничества. Судебная власть, которая принадлежала биям, была ведущей формой власти в системе управления, широко распространенной, близкой и понятной народу, заслуживающей уважения и служившей для него опорой. В сравнении с ханской судебная власть была более развитой и достаточно полно себя реализовавшей. Она считалась коренной властью, уходящей в глубь истории самого народа, в отличие от ханов, имеющих «неказахское происхождение». В понимании степняков она выступала как символ государственности, являлась удобным, эффективным, быстрым, можно сказать, универсальным средством осуществления государственной власти.

Бии, обладавшие способностью разрешать межродовые и межжузовые споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали заметное влияние в социально-политической жизни казахского общества. Это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек, Толе, Айтеке, Байдалы и некоторые другие, оказывать большое воздействие на верховную власть. С их политическими настроениями, мнениями и решениями считались даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Абылай).

При выдвижении каких-либо лиц в роли судебных арбитров в практике разрешения общественных противоречий определяющую роль играл принцип меритократии (власти наиболее одаренных), согласно которому биями могли стать только самые талантливые, авторитетные и опытные народные судьи, имевшие солидные познания в обычном праве казахов. При этом никакого права прямого наследования звания бия в казахских правовых традициях не допускалось. Однако принцип меритократии не исключал принципа проявления такой возможности, когда ближайшие потомки какого-либо казахского бия (сын, внук, правнук) также могли быть избраны биями. Материальное благосостояние, степень влиятельности индивида и прочие субъективные факторы нередко способствовали закреплению бийского звания за отдельными династиями казахов, в чем проявилась большая социальная значимость среди кочевников принципа генеалогического родства. Но даже сама по себе генеалогическая близость к представителю бийского сословия еще не гарантировала претенденту на этот ранг желаемого избрания бием и занимала в общественном сознании кочевников подчиненное место по отношению к личным способностям и навыкам человека.

Таким образом, звание «бий» было не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным почетным званием. Главные требования, которые предъявлялись к бию как отправителю правосудия, — это обладание ораторским талантом и честность, а также доскональное знание норм обычного права, основ степного закона, зафиксированных в уложениях ханов, вошедших в историю под названиями «Қасым ханның қасқа жолы» — «Главное уложение Касым-хана» (начало XVI века); «Есім ханның ескі жолы» — «Рецепция правовой старины Есим-хана» (первая четверть XVIІ века); «Жеті Жарғы» Тауке-хана — «Семь уложений Тауке-хана» (последняя четверть XVIІ века); основных судебных прецедентов биев, начиная со знаменитого Майкы бия (XI-XIII вв.)

Между прочим, в XVI-XVIІІ веках бии занимались не только судопроизводством. Они являлись членами ханского совета и активно участвовали в государственных делах. Одновременно крупные бии были предводителями племен и родов, управляли их жизнью, выступали от их имени на собраниях, защищали их интересы во время тяжб.

Помимо всего этого, бии обладали большим поэтическим талантом и были великолепными мастерами импровизации и словесно-поэтического состязания. Их публичные выступления на судебных разбирательствах или иных мероприятиях нередко облекались в стихотворную форму и представляли собой яркие образцы подлинной поэзии. Так, бии, говоря о государственных делах либо аргументируя свои постулаты, объективно создавали художественную литературу, их лучшие толғау или изречения запоминались народом и передавались из поколения в поколение. При этом в отдельных случаях повод, по которому были высказаны поэтические строки, забывался, и стихи, существуя отдельно, превращались в самостоятельные толғау или афористические изречения. Поскольку бии выступали непосредственно перед публикой, они старались излагать свои мысли красочно и поэтично. И такие выступления не только оказывали влияние на решение вопросов, но и надолго оставались в памяти людей. Талантливых биев называли шешенами (ораторами), признавая тем самым их ораторские и поэтические способности и заслуги.

Обычно информация о биях, которые обладали глубокими познаниями в области права, ораторским искусством и красноречием, быстро распространялась по степи. Только потеря авторитета и несправедливый приговор лишали бия права и возможности участвовать в судебном процессе. Народ просто переставал обращаться к такому человеку за справедливым судом.

И еще любопытный исторический факт: суд биев основывался на принципе состязательности. Участвующие в споре стороны могли явиться в суд со своим бием, выполнявшим функцию адвоката. И, конечно, существовал институт свидетелей. Одной из позитивных характеристик суда биев следует назвать публичность, когда в процессе мог участвовать любой желающий.

Другим достоинством являлось то, что сам процесс проходил в сжатые сроки, без какой-либо бумажной и иной волокиты. Если ответчик не соглашался с составом суда, то он мог отказаться от его услуг. За свой труд бий получал вознаграждение — бидің билігі, которое взималось с виновного. Размер его, как правило, составлял десятую часть оспариваемого имущества.

В случае, если против обвиняемого выдвигалось недостаточно улик, то бии прибегали к услугам присяжных. Последними могли быть только соплеменники с незапятнанной репутацией, хорошо знающие подсудимого, которые под присягой либо обвиняли, либо оправдывали его. Поэтому суд биев пользовался безусловным и непререкаемым авторитетом.

Кстати, традиционное для казахов бийское правосудие и сейчас продолжает сохраняться в исторической памяти народа как эталон законности и справедливости.

Талант договариваться

Байдалы би Бекшеулы был из рода алтай племени аргын (Средний жуз). Жил в период ханов Абылая и Уали. Он — один из восьми биев при Абылай-хане, член ханского совета. Позже был бием при Уали-хане.

Байдалы Бекшеулы жил в тяжелое время, когда казахскую землю раздирали многочисленные междоусобные распри ханов и султанов, а воинственные соседи стремились завладеть казахскими степями. Сохранившиеся устные народные предания свидетельствуют о том, что он был глубоко образованным человеком своего времени, прекрасно знавшим народный фольклор, традиции, обычаи, законы предков. Байдалы уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум.

И молва о человеке, который судит справедливо, а речь его пламенная, правильная, острая и четкая, распространялась по степи очень быстро. Вскоре Байдалы Бекшеулы как оратора от бога, умеющего одним словом прекратить вражду между родами, народ выбрал в бии. К слову, чтобы заслужить звание бия, необязательно было быть совершеннолетним.

Став со временем советником и одним из главных среди восьми биев Абылай-хана, Байдалы Бекшеулы сумел разрубить гордиев узел, найти разрешение многолетней тяжбы и переплетенным донельзя конфликтам, вынести нужный вердикт, обязать уплатить штраф, вернуть украденное, возместить ущерб, примирить аулы и роды. Всего этого мудрый бий добивался, орудуя лишь словом. Но каким! Каждый слог степного мудреца был выверен, тщательно продуманы интонация, эмоциональный тон, движения руки, бровей, взгляд…

Чаще других случались споры, связанные с землей или женщиной — с невестой. Все девочки в степи были просватаны почти с рождения, однако порой случались оказии. К примеру, умирал жених, и невеста ни в какую не хотела идти за другого, а то и вовсе сбегала. И тогда стороны решали вопрос с возвратом калыма. Возникали споры также, если умирал муж или жена. Чаще всего женщину заставляли выйти за брата мужа, пусть даже второй или третьей женой. Однако даже тогда были дамы, находившие в себе силы и дух противостоять решению рода. И они искали справедливости у Байдалы би Бекшеулы.

Мудрый и справедливый бий имел большой авторитет среди чиновников администрации, его отличали умение договариваться, грамотность. В частности, Омская областная администрация использовала его как посредника между местным казахским населением и властью. Байдалы Бекшеулы выступал от имени степных биев Сарыарки. Он был одним из немногих политических деятелей своего времени, умевших, когда надо, идти на компромисс.

Например, влиятельный бий добивался у Омской администрации положительного решения конфликта из-за пастбищ между казахами и сибирскими казаками в пользу первых. Тем самым он уберег сородичей от уплаты крупного штрафа. Следует подчеркнуть, что в XVIII веке добиться такого решения для казахов-кочевников в споре по земельным вопросам было очень сложно. Это свидетельствует о большом влиянии Байдалы би на царских чиновников. Кстати, русские источники, характеризуя Байдалы, отмечали, что он весьма умен, честен и откровенен.

Учитывая заслуги Байдалы Бекшеулы в решении важных государственных и общественных проблем, в Центральном Казахстане за ним и его родом были оставлены их исконные земли. Его родовое кладбище находится недалеко от поселка Молодежного Осакаровского района Карагандинской области (на берегу реки Шидерты). Там в честь Байдалы би воздвигнут монумент из камня, построен величественный мазар. В одном из селений Бухаржырауского района открыта новая мечеть его имени. В 2002 году его именем назван сельский округ Жанааркинского района.

Бухар жырау и Байдалы би: объединители родов

По имеющимся сведениям, Байдалы би с большим уважением относился к известному поэту, мыслителю, искусному оратору Бухар жырау Калкаманулы, который является одним из ярчайших представителей казахского народа. Жизнь и творчество Бухар жырау, как и Байдалы Бекшеулы, тесно связаны с Сарыаркой. Они полагали, что казахскому народу необходимо национальное единство. В этом отношении восхваляли Абылая в качестве деятеля, способного осуществить идею единства, изображали его в качестве бесстрашного батыра, талантливого предводителя, объединяющего казахские жузы в борьбе против внешних врагов.

Легенда гласит, что в детстве Бухар несколько лет вообще не разговаривал. Его, наверное, можно сравнить с известным всем Цицероном. Как и древнеримский оратор, он, по сути, являлся политиком, оказывая влияние на правителей, но в то же время оставаясь поэтом. Бухар Калкаманов был одним из авторитетных биев при хане Тауке и стал его приближенным. Он вместе с тремя самыми видными биями XVIII века — Казыбеком, Толе, Айтеке — принимал участие в составлении первого в истории Казахстана свода юридических законов Тауке-хана «Жетi Жарғы» — «Семь законов».

С именами Бухар жырау, Толе би, Казыбек би и Айтеке би связана целая эпоха зарождения казахской государственности и правосудия. Они в свое время добились признания в народе своими справедливыми судейскими решениями и честностью. Наряду с качеством мудрых дипломатов они обладали ораторским искусством и навыками медиаторов. Об их достоинствах говорили даже враги. Но главной заслугой стало то, что эти выдающиеся личности выступали за воссоединение казахов и создание сильного государства. Благодаря их реформам были прекращены жестокие распри между племенами, и обычай кровной мести был заменен на законное наказание. Благодаря жизненному опыту и безупречной репутации их решения не подвергались сомнениям.

Нужно отметить, что Бухар жырау Калкаманулы ни с одним ханом, правившим до Абылая, не смог найти общий язык. Только в период правления Абылай-хана он возвращается в ставку хана и до конца жизни участвует в государственных делах. Видимо, в это время поэт-провидец тесно сблизился с Байдалы би Бекшеулы. Став первым советником Абылай-хана, Бухар жырау свое мнение по различным вопросам, в том числе по делам государственной важности, излагал в стихотворениях и песнях. Поэт-импровизатор слагал вдохновенные строки о том, что казахские роды должны объединяться и не устраивать распри, о необходимости дружбы с Россией.

Стоит пояснить, что «жырау» как приставка к имени означает не просто поэтическое искусство. В это понятие включаются и сказания, и импровизация, и воззвание, и даже дипломатические речи. Неспроста это слово сегодня ассоциируется в первую очередь с Калкамановым, его даже прозвали «Комекей Аулие», что значит «Святая гортань». Причины широкого распространения его поэзии среди народа, превращения в философские суждения, изречения, афоризмы, пословицы лежат в красоте художественных методов творчества великого поэта.

Скорее всего именно благодаря Бухар жырау и Байдалы би сохранился образ Абылай-хана как монарха, почитаемого во все времена. Говорят, что они всегда напоминали Абылаю, что он выходец из простого народа. Сам же поэт-мыслитель Бухар жырау Калкаманулы и известный бий Среднего жуза Байдалы Бекшеулы также родились в обычной семье.

В последние годы афоризмы, изречения Байдалы Бекшеулы отмечены в разных изданиях: «Из уст народа», «Нашедшему в нужный момент нужное слово нет претензий», «Ораторские речи», «100 казахских биев-ораторов», в произведениях С. Сейфуллина, в Казахской советской энциклопедии (Алматы, 1973), в энциклопедии «Караганда. Карагандинская область» (Алматы, 2008, с. 151). Жизни и творчеству знаменитого бия посвящена книга писателя А. Жумадилдина «Байдалы би», а также книга автора данных строк: Каренов Р.С. «Әрі көсем, әрі шешен Байдалы би» («Байдалы би как предводитель кочевников и искусный оратор, проявивший красноречие и острый ум»).

Майкы би, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Байдалы би… Сколько же было биев в степи? Точного количества, наверное, не знает никто. До наших дней дошла лишь часть имен. В любом случае, отрицать, что институт бийства как феномен казахской культуры уже давно вызывает заслуженный интерес мирового сообщества, никто не будет. То, что когда-то в Великой степи вещали такие мудрые бии и шешены, как Байдалы, Бухар жырау, Толе, Казыбек, Айтеке и другие, сегодня сочетается с реалиями жизни.

На сегодняшний день материалов о Байдалы би Бекшеулы все-таки немного. Поэтому задача ближайших лет — найти и исследовать устные и письменные источники, касающиеся жизни и деятельности влиятельного казахского бия.

Рашит КАРЕНОВ,

академик,

почетный работник образования РК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяПервая есть!
Следующая статьяЗдравствуй, кандас!
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные