Домой30 лет Независимости РКИз зала в зал переходя

Из зала в зал переходя

В этих стенах воспитывается любовь к прекрасному

Карагандинский областной музей изобразительного искусства, единственный художественный в регионе, — практически ровесник независимости. Он начал работать в 1988 году и сегодня хранит более 11 тысяч предметов.

«Золотой фонд» — работы заслуженных деятелей искусств и народных художников Казахстана и стран СНГ. Около 400 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства выдающихся мастеров были переданы музею Дирекцией художественных выставок Казахстана и Советским фондом культуры. В их числе — полотна А. Кастеева, Н. Крутильникова, К. Тельжанова, А. Галимбаевой, Н. Нурмухаммедова, а также российских авторов — С. Лучишкина, Н. Симонович-Ефимовой, И. Рубана, Д. Митрохина, Я. Налуса и других. Особая гордость — коллекция акварельных работ нашего земляка, народного художника Аубакира Исмаилова.

Что касается зарубежных коллекций, то музей является обладателем одного из крупнейших в Казахстане собраний экслибрисов (книжных знаков) известных художников-графиков из 20 стран, в том числе известного искусствоведа и собирателя Семена Ивенского, итальянского художника и гравера Ремо Вольфа. Кроме того, здесь представлены немецкий и французский фарфор XIX века, корейские деревянные предметы, инкрустированные перламутром. В 2019 году в музей поступили графические листы и живописные произведения латвийского художника Валентина Даниленко. Одним из последних его подарков карагандинцам стала 31 копия с оригиналов таких известных мастеров, как Лукас ван Лейден, Николас Питерс Берхем, Роберт Хуберт и др.

В собрании произведений народного декоративно-прикладного искусства насчитывается более 200 музейных предметов, датируемых концом ХIX-ХХI веками. Его жемчужина — юрта с внутренним убранством. Большой интерес посетителей всегда вызывают образцы конной упряжи, национальных войлочных и тканых ковров, выполненных мастерами прошлого и современности. Кроме того, в ходе научно-исследовательской экспедиции по Карагандинской области «Декоративно-прикладное искусство и орнамент Сарыарки» два года назад музей приобрел раритетные деревянные изделия, выполненные народными умельцами, жившими в начале прошлого века: келі-келсап (ступа с пестом), саптыаяқ (посуда для сыпучих продуктов), а также тканые полотна ручной работы (тускиизы) мастерицы Алметжан Купан. Также здесь широко представлены казахское ювелирное искусство и неподражаемые работы русских, украинских умельцев из гутного стекла, керамики, дерева, украшенные росписями и инкрустациями.

В разделе скульптуры необходимо отметить работы заслуженных деятелей искусств Казахской ССР Исаака Иткинда («Бюст карагандинца Печерина». 1960-е гг., гипс), Юрия Гуммеля («Курмангазы». 1962, дерево), Анатолия Билыка («Портрет Т. Кузембаева». 1969, дерево).

Одним из музейных брендов является коллекция произведений репрессированных художников. Среди них — выдающийся немецкий художник и искусствовед Генрих Фогелер, бывший директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Эйферт, всемирно известный акварелист Артур Фонвизин, график, оформитель детских книг Леонид Гамбургер, живописец и график Лев Премиров и другие. Александр Чижевский, ученый мирового масштаба, поэт, художник-любитель, создал 400 работ в разных техниках — от масла до пастели и акварели, и 20 из них находятся в фондах нашего музея. Интересен тот факт, что в 2016 году доцент КарГУ им. Е.А. Букетова Аманай Мырзабаев, друг основателя фонда А.Л. Чижевского в Москве Дмитрия Голованова, передал на хранение 11 акварелей ученого, написанных в период отбытия срока на Урале и в Караганде.

Современный музей — средоточие творческой жизни шахтерской столицы. В его стенах проводятся традиционные отчетные выставки Союза художников Караганды, персональные, юбилейные, мемориальные экспозиции. До пандемии в среднем музей посещали от 110 тыс. до 125 тыс. человек в год. Кроме того, проводятся обменные выставки с музеями Казахстана и России. Многообразие фондов дает возможность организовывать тематические вернисажи: «Цвет времени», «Золотая коллекция имен», «Парад профессий», «Женский портрет», «Музыка формы и духа», «Орнамент — мелодия души», «Изобразительное искусство Сарыарки», «Социалистический реализм», «Палитра имен».

Музей — это не только хранитель, но и воспитатель. Важное звено этой работы — музейные уроки. В рамках реализации программных статей Елбасы «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи» научные сотрудники в течение последних трех лет разработали и провели более 70 мероприятий на казахском и русском языках: «Караганда: прошлое и настоящее», «Тәуелсіздік — тұғырым», «Елбасы — елінің азаматы», «Қасиетті жерлерге саяхат», «Семь граней Великой степи», «День Победы», «175-летие Абая», «Моя столица», «Государственные символы РК», «Материальная культура казахов» и др. Особенно востребованными музейные уроки стали в период карантина — с 1 сентября 2020 года для каждой четверти, согласно учебной программе, было подготовлено по два занятия.

Большой популярностью у карагандинцев пользуется проект «Музейная арт-терапия», цель которого — установление эмоционального баланса личности и среды, накопление положительно окрашенного субъективного опыта посредством комплексного воздействия различных видов искусства: живописи, музыки, литературы, танца. Формами работы являются фестивали, концерты, творческие вечера и презентации. С 2015 года было проведено более 40 таких встреч, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. В рамках проекта музей сотрудничает с молодежными творческими объединениями «Твой остров» и «Секретная база». Значимым стал социально-гуманитарный и психологический проект «Интеграция. Открытый мир искусства» для незрячих и слабовидящих людей. А выставка «Мир глазами глухих художников Сарыарки», посвященная Дню инвалидов Казахстана, обратила внимание общественности к созидательно-творческой деятельности людей с ограниченными возможностями как средства самовыражения и самореализации.

Во время пандемии музей начал осваивать новый формат работы — в виртуальном режиме. Сотрудникам пришлось осваивать мастерство режиссуры, операторства, сценарных ходов. Для съемок онлайн-сюжетов используются приемы, не совсем свойственные привычной деятельности. На сайте и в социальных сетях за этот период размещено более 600 публикаций, количество просмотров которых составило более 450 тысяч. Разработано 8 циклов, 15 рубрик, 3 проекта: «Лица Победы» о казахстанцах — Героях Советского Союза, «Художники, прошедшие войну» — о карагандинских художниках-ветеранах Великой Отечественной войны, «Герои шахтерского труда», «Искусство молодых», «Жизнь и творчество репрессированных художников», «Дәстур мен ғұрып», «Говорящие картины» и многое другое.

Таким образом, современный Карагандинский музей ИЗО — полифункциональное учреждение современного типа. Его жизнетворческая роль определяется как научно-исследовательской деятельностью, так и возможностью и готовностью применять свои коллекции в целях художественно-эстетического воспитания детей, юношества, взрослого посетителя и популяризации изобразительного и декоративно-прикладного искусства евразийского пространства.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения, член Международной

организации арт-критиков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяВот так кино!
Следующая статьяЯркие имена Сарыарки
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные