ДомойНовостиЭкономикаReskilling: вызовы цифровой эпохи на пороге

Reskilling: вызовы цифровой эпохи на пороге

В колледжах Казахстана упразднено 50 невостребованных профессий. Им на смену приходят новые — актуальные и более приоритетные в условиях быстро меняющегося рынка труда. В тренде и рескиллинг — обучение и переобучение навыкам, позволяющим адаптироваться и повысить востребованность людей на рынке труда. Где научиться и переучиться?

На днях в Министерстве образования и науки Казахстана сообщили, что ведомством был разработан и утвержден новый Классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального образования (ТиПО). Изменения направлены на то, чтобы специальности колледжей соответствовали современным запросам рынка труда.

Вместо устаревших в учебный процесс внедряются новые образовательные программы по актуальным профессиям. К примеру, в казахстанских колледжах прекращен прием на такие профессии, как пробоотборщик, ламповщик, котельщик, гувернер, юрисконсульт, пятновыводчик и другие. Из классификатора также исключены такие специальности, как «Лаборант организации образования», «Патентоведение» и др.

Основная цель программы — соответствие образовательных программ и самих специальностей современным запросам работодателей. Был проведен серьезный анализ и мониторинг рынка труда, классификатор составлен с учетом рекомендаций работодателей и представителей отраслевых ассоциаций.

В результате, помимо тех специальностей, которые остались в классификаторе, в казахстанских учебных заведениях будут обучать новым специальностям, таким как «Робототехника и встраиваемые системы», «Технология изделий на основе наноматериалов», «Аддитивные технологии производства», «Дистанционно пилотируемая система», «Автоматизированные системы проектирования и эксплуатации зданий», «Организация тепличного хозяйства», «Графический и мультимедийный дизайн», «Ландшафтный дизайн», «Камнеобрабатывающее производство», «Управление недвижимостью», «Управление дестинацией», «Сметное дело в строительстве», «Охрана труда и безопасность технологических процессов» и др., сообщила директор департамента технического и профессионального образования МОН РК Насымжан Оспанова.

Продуктивная занятость

Одновременно с Министерством образования свою аналитическую работу в сфере занятости проводит и Министерство труда и социальной защиты населения. В 2020 году по заказу ведомства был разработан Атлас новых профессий и компетенций, основанный на методологической базе международной организации труда. Данный атлас — это сборник новых профессий, которые, по мнению отраслевых экспертов, появятся в ближайшем будущем, через 5-10 лет. Полная информация о нем доступна на сайте enbek.kz и может стать хорошим ориентиром для будущих выпускников и их родителей.

В документе говорится и о том, что анализ 9 приоритетных отраслей (горно-металлургическая, нефтегазовая, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, ИКТ, энергетика, туризм и строительство) выявил 239 новых, 95 трансформирующихся и 129 исчезающих профессий в ближайшие 5-10 лет.

Среди 239 новых профессий, которые еще официально не существуют, но с высокой долей вероятности появятся в ближайшее время, — экотехнолог, проектировщик «умного» дома, инженер-технолог робототехники, инженер-
аналитик в нефтегазовой отрасли и архитектор ИТ-экосистем.

Цифровой картограф, оператор дистанционного управления поездами и оператор аддитивного производства в строительстве входят в число 95 трансформирующихся профессий, то есть востребованных в настоящее время, но для сохранения их актуальности специалистам уже сегодня необходимо осваивать новые навыки, которых требуют новая техника, новые риски и возможности в отрасли.

И, наконец, в перечень 129 исчезающих профессий, одними из причин исчезновения которых являются автоматизация и цифровизация, входят такие, как маркировщик, чертежник, оператор колл-центра, учетчик по складу.

Серьезные изменения на рынке труда, влияющие непосредственно на сферу образования, требуют качественной подготовки на всех уровнях образования. Это важное условие для продуктивной занятости и сокращения числа безработных, не обладающих необходимыми навыками при соискании работы.

Согласно недавним опросам Всемирного банка, 14% производственных предприятий и 16% предприятий сферы услуг Казахстана отметили, что низкоквалифицированная рабочая сила является ключевым препятствием на пути к повышению производительности. Аналитики же говорят о том, что сегодня существует дефицит по всем информационно-коммуникационным специальностям, имея в виду специалистов высокого фактического уровня компетенции, которых в любой момент можно включить в работу команды без обучения.

Предстоит построение нового механизма взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования, рынков труда и образовательных услуг, создания адекватной нормативной базы, новых структур, отвечающих вызовам изменяющихся экономических условий.

В поисках навыков

Эпоха цифровой трансформации, как будут меняться люди и компании — эти темы давно обсуждаются на самом серьезном уровне в Европе и США. Общее мнение корпоративной среды флагманов мирового бизнеса: необходимо срочно развивать reskilling — переучивание, обучение новым навыкам.

Этот вопрос и предлагаемые решения подробно описаны в отчете, подготовленном экспертами и аналитиками для МТСЗН РК, опубликованном в сентябре 2021 года.

Учитывая размеры страны, в Казахстане относительно высокое количество учебных заведений, предлагающих гражданам формальное образование (по данным на сентябрь 2021 года): 774 колледжа (57% государственных) и 129 вузов.

Ввиду большого количества учебные заведения не получают достаточного финансирования для обновления материально-технической базы под потребности современного производства. Кроме того, в пределах региона подготовка кадров в учебных заведениях осуществляется по одним и тем же специальностям.

Вполне возможно, это одна из причин того, что в нашей стране человеческий капитал составляет только 42% от совокупного национального богатства. В странах с высоким уровнем дохода — 70%. Аналитики также подсчитали, что текущие сотрудники в Казахстане могли бы зарабатывать примерно на $24 млрд в год больше при наличии среднего уровня навыков стран ОЭСР.

Поэтому необходима новая модель развития навыков в течение всей жизни, что является ключом к адаптации и повышению востребованности людей на рынке труда.

Одним из решений, предлагаемых МТСЗН РК, стал запуск в июле 2021 года Общенационального портала краткосрочного обучения на рынке в онлайн-режиме навыкам, востребованным на рынке труда (skills.enbek.kz).

Портал является казахстанским аналогом международных обучающих площадок, предоставляющих доступ к онлайн-курсам по принципу маркетплейса (рынок услуг). Обучиться в нем может каждый желающий, по результатам обучения выдается сертификат.

В настоящее время работодатели, размещающие вакансии онлайн на электронной бирже труда, указывают не только требуемую специальность, но и перечень навыков, которыми работник должен обладать (желательно или обязательно). В свою очередь портал в автоматическом режиме предлагает соискателям курсы по навыкам, которых не достает для трудо-
устройства.

Онлайн-обучение безработных и самозанятых повышает их шансы на трудоустройство и развивает наиболее востребованные навыки у населения, обеспечивая реализацию принципа «обучение в течение всей жизни».

По данным на 1 декабря 2021 года, на сайте enbek.kz зарегистрировано 93 платных и бесплатных курса. Все дисциплины очень интересные — индустрия красоты, сельское хозяйство, «зеленые» технологии, туризм, трейдинг и т.д. Ряд обучающих курсов в списке предлагает ГУ «Министерство труда и соцзащиты населения РК» — причем бесплатно!

Остается только учиться и развиваться — как говорится, быть в тренде.

Юлия ПУЛИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные