А ведь надо еще и сохранить его качество, проследить за мутацией, районировать, размножить и только потом предложить аграриям.
Работа селекционеров и семеноводов кропотливая, не требующая спешки. Между тем карагандинские ученые выводят десятки новых сортов пшеницы, ячменя, овса и других зерновых культур. Один из таких ученых – Татьяна Дубовец, которая за 30 лет работы агрономом вместе с коллегами вывела не один сорт зерновых.
Любопытным фактом в биографии семеновода является то, что все эти годы она живет и работает в небольшом селе. Город в ее жизни был лишь периодами во время учебы в Казахском агротехническом университете им. С. Сейфуллина. Правда, поступала Т. Дубовец еще в Целиноградский сельскохозяйственный институт, а оканчивала Акмолинский аграрный университет. Магистратуру же проходила уже в КазАТУ им. С. Сейфуллина. Несмотря на смену наименований, этот вуз всегда был и по сей день остается одним из крупнейших в стране.
Впрочем, будущая хозяйка полей вообще себя не видела в сельском хозяйстве. Потому как не понаслышке знала, насколько тяжелым бывает этот труд.
– Родилась и выросла я в селе Центральном Бухаржырауского района, и до сих пор тут живу. Что такое работа на земле, знаю с детства. Отец был механизатором, передовиком производства. Помню, ложимся спать – папа еще на работе, утром встаем – он уже в поле. Как и все сельские девчонки, после школы мечтала о городе и даже поехала вместе с подружкой в Целиноград. За компанию подала документы, поступила на заочное отделение. Приехала домой и сообщила родителям, что стала студенткой ЦСХИ, но учиться там не буду. Как позже оказалось, у судьбы на мой счет были свои виды, – рассказывает о себе Татьяна Дубовец.
В сентябре того же года она вышла в поле. Под опеку молодую коллегу взял видный ученый, селекционер Антон Середа. Он и стал наставником начинающего агронома. Т. Дубовец понимала, что в сельском хозяйстве не бывает выходных и праздников. А еще хорошо помнила поговорку, которую любил повторять отец: «Один день год кормит». Студентка твердо знала – от ее работы в поле зависит урожай не только родного района, но и всей области и даже соседних регионов.
Правда, ее пашня коренным образом отличается от той, которую привык видеть каждый из нас. Агроном работает на делянках – специальных участках земли, которые выделяются под научные опыты. В сферу ее деятельности также входят получение гибридов разных сельскохозяйственных культур, опыление растений и другая селекционная работа.
Самое главное для агронома – вывести собственную линию сорта. Для него выведение новых видов культур сравнимо с рождением ребенка.
– Почти 30 лет назад я пришла в селекцию и навсегда осталась в этой науке. Вместе с тем работала агрономом-семеноводом на очистительном току и параллельно исполняла обязанности главного агронома. В этой должности посеяла и убрала один сезон. Потом поняла, что не смогу одновременно работать в нескольких сферах, ведь я была еще и заведующей лабораторией. Выбрала то, что мне наиболее близко, и окончательно ушла в научную сферу, – говорит Татьяна Дубовец.
В настоящее время она вместе с коллегами занимается селекцией шести сортов яровой пшеницы, также выводит по два сорта ячменя и овса, повышает репродукцию семян, а главное, не допускает их смешения, потому как этот процесс губителен для зерновых культур.
– У каждого сорта есть свой период созревания. К примеру, пшеница разная даже по цвету. Мы весьма тщательно следим за выведением новых видов. В нашем семеноводческом хозяйстве выращиваются культуры высшего и первого классов. Ученые работают с соблюдением строгих стандартов: схожесть, энергия прорастания, масса семян, натура – все должно строго соответствовать своему классу, – подчеркивает агроном.
Т. Дубовец также рассказала и о том, почему на создание одного сорта у селекционеров уходят многие годы. Дело в том, что сельскохозяйственные культуры в первую очередь привязаны к климатическим условиям. Далее большую роль играет мутация, вследствие которой не каждый вид может выжить. После чего учеными определяется линия сорта. И лишь когда ученые посчитают должным вывести его в «свет», начинаются испытания одновременно в разных регионах Казахстана. Только выдержав все это, новому сорту дается название.
Параллельно с этим селекционеры делят семена на классы, проводят так называемую выбраковку, отсевая больные или невыверенные зерна. Процесс очень трудоемкий, ведь не у каждого хватит выдержки даже посчитать в каждом колоске зерна. И тем более больше 10 лет ждать результатов работы. Однако, как отмечает ученый, в достижении цели и заключается суть любой науки.
Самал АХМЕТОВА