ДомойНовостиПроисшествияМошенники используют психологические методы убеждения

Мошенники используют психологические методы убеждения

Во время уборки в квартире пенсионерка Людмила Жлаб решила навести порядок в личных вещах. Хозяйка, разбирая одежду, в который раз убедилась, что приобретенная давно шапка лежит долгое время без дела.

Ушанка практически новая, но применения ей не нашлось, так как Людмила Васильевна предпочла носить вязаные вещи. Поэтому приняла решение, наконец, продать шапку, выручив за это какие-то деньги.

Пройдя регистрацию на сайте olx.kz, Людмила выложила объявление о своем товаре и на некоторое время даже забыла об этом, ожидая, что, скорее всего, не получится продать шапку быстро. Благо в магазинах и на рынках подобных вещей предостаточно. Каково же было удивление пенсионерки, когда спустя пару часов на ее объявление откликнулись…

— Здравствуйте, я по поводу вашего объявления на olx. Продаете шапку-ушанку, песец, почти новую за 23000 тенге? Хочу купить. В принципе, я фото посмотрела, состояние меня устраивает. Товар нужен для съемок рекламного ролика, поэтому размер не важен. Состояние такое же осталось? — написала сообщение в WhatsApp по указанному в объявлении номеру представительного вида девушка. По крайней мере, так выглядела фотография аккаунта, с которого было отправлено это сообщение. Девушка была очень симпатичной и внушала доверие пожилой женщине. Потенциальная покупательница скинула ссылку на объявление Людмилы Васильевны.

— Здравствуйте, — ответила обрадованная пенсионерка, — Да, состояние отличное.

Людмила на всякий случай еще раз сфотографировала шапку с разных ракурсов и отправила снимки девушке.

— Я из поселка Отеген-Батыр Алматинской области, знаю, что вы живете в другом регионе, видела в объявлении. Сейчас решим, как забрать. Позвоню начальству, — написала незнакомка.

Через пару минут приходит другое сообщение:

— Все решили. Я могу сейчас оплатить доставку и товар через post. Скину вам ссылку, вы по ней получите деньги себе на любую карту. Как получите деньги, к вам приедут и заберут товар. Грузчики всю работу сделают.

— Если так, то даже лучше, — поддержала диалог Людмила Васильевна. Правда, какие грузчики, ведь продавалась всего лишь шапка? Но пенсионерка посчитала это опечаткой.

— Вы раньше когда-нибудь отправляли посылки курьером Казпочты?

— Никогда, — призналась Людмила Васильевна. — Поэтому у меня вопрос: шапку упаковать?

— Курьер упакует на месте, когда подъедет, — пояснила покупательница. — Я вам скину скриншот, в нем написано, как работает система доставки курьером. Там в принципе ничего сложного-то и нет, — сказала она и отправила скриншот якобы сайта Казпочты. На приведенном изображении было описано то, как работает доставка курьером. Привожу содержимое текста:

«1. Покупатель создает заказ курьера и оплачивает стоимость посылки + доставку онлайн.

  1. После оплаты покупателем перейдите по ссылке и получите средства на вашу карту (удостоверьтесь в корректности введенных данных банковской карты и введите код, полученный по СМС).
  2. После получения средств ожидайте звонка курьера в течение 12 часов.
  3. Договоритесь о месте встречи с курьером, чтобы передать посылку. В случае возникновения любых вопросов и спорных моментов просьба обращаться в техническую поддержку».

— Оплату вы получите сразу же после оформления заказа, — объяснила девушка и добавила, что свои деньги пенсионерка получит даже раньше, чем приедет курьер. Конечно, такая перспектива карагандинку устраивала, хотя она и настаивала на том, чтобы перевод средств был произведен покупательницей непосредственно ей на карту.

Перейдя на сайт, веб-дизайн которого совпадал с сайтом Казпочты, женщина увидела инструкцию о том, как снять перечисленные ей деньги.

Для того чтобы осуществить эту операцию, необходимо было ввести данные своей карты, дату, когда истекает ее срок годности, а также трехзначный код, находящийся на обратной стороне. Именно в этот момент в памяти Людмилы всплыли предупреждения работников банка вроде: «Никому не сообщайте трехзначный код». Наконец, стало ясно, в чем состоит суть всей этой переписки…

— Нет. Так не пойдет. От сделки пахнет мошенничеством, — возмутилась Людмила Васильевна. После чего собеседница тут же заблокировала всю переписку… При наборе номера также не было ответа. После отказа пенсионерка просто стала неинтересна псевдопокупательнице.

Схема описанного выше мошенничества сегодня является популярной среди казахстанских любителей незаконно нажиться. Об этом не единожды предупреждал не только сам сайт объявлений olx, но и представители Казпочты. Перейдя по ложной ссылке, человеку предлагается заполнить форму и указать реквизиты своей платежной банковской карты. Включая CVV-код. Якобы для перевода на нее платы за товар. На самом же деле происходит обратное: злоумышленники снимают денежные средства, используя полученные данные банковской карты.

Важно понимать, что все операции с перечислением денежных средств АО «Казпочта» осуществляет только на своем корпоративном портале post.kz, а также в мобильном приложении post.kz. Добросовестные казахстанские интернет-магазины и маркет-плейсы регистрируют свои ресурсы в зоне «.kz». Использование других доменов должно насторожить и требует тщательной проверки.

— Однако и здесь могут быть подвохи, — сетует Людмила Жлаб. — Недавно заказала себе ролл-шторы с установкой через сайт ролл-шторы.kz. Произвела стопроцентную предварительную оплату через мобильное приложение одного из банков. Заплатила 38500 тенге некоей Маргарите. Позже она сказала, что является всего лишь супругой хозяина фирмы. Приезжал замерщик. Затем представители фирмы исчезли, но вели переписку со мной. Когда их припугнула тем, что обращусь в полицию по поводу мошенничества, изделия мне привезли. Но установили частично, так как мастеру не хватило креплений. После установщиков так и не дождалась, так как мой номер просто был заблокирован, в том числе и Маргаритой. Прошел месяц, а не три дня, в которые мне обещали установить ролл-шторы. Отправить претензию не могла. По почте тем более. Так как я даже не узнала предварительно адрес компании. В суд обратиться также не могу, как мне пояснили в департаменте по защите прав потребителей Карагандинской области, так как не знаю БИН недобросовестного услогодателя. Обращаться в полицию по факту мошенничества тоже не стала, так как все же изделие находилось у меня дома. Вызывала мастера из другой компании, чтобы все это установили. Получается, два раза оплатила установку.

В таких случаях специалисты советуют одно: будьте всегда внимательны при совершении сделок в интернете и соблюдайте основные правила безопасности. Это поможет не попасться на удочку мошенникам и не потерять свои кровные.

Валентин ШИПУНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные