ДомойНовостиПолитикаПоддерживая отечественного товаропроизводителя

Поддерживая отечественного товаропроизводителя

Принятие мер по совершенствованию законодательства
и правоприменительной практики в сфере государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора, в том числе через централизацию их проведения, в целях обеспечения полноценного доступа к ним отечественного бизнеса, повышения эффективности и прозрачности, снижения коррупционных проявлений было одним из пунктов предвыборной программы Президента РК «Благополучие для всех!
Преемственность. Справедливость. Прогресс».

 

Так, 15 ноября 2021 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки». Данный закон, за исключением отдельных положений, введен в действие с 1 января 2022 года.

Основными являются следующие поправки в Закон «О государственных закупках».

Во-первых, из 52 оснований закупок из одного источника исключаются четыре случая:

— приобретение материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых в порядке освежения;

— приобретение услуг, связанных с гособразовательным заказом для физических лиц (в случае, если физическое лицо самостоятельно выбрало организацию образования);

— приобретение услуг по доверительному управлению имуществом у лица, определенного законодательством РК;

— приобретение товаров до 100 МРП, а также работ и услуг до 500 МРП.

Во-вторых, предусматривается норма о приоритетном осуществлении заказчиком конкурентных способов закупок. Только в случае невозможности использования данного механизма (отсутствует доступ к интернету, невозможность доставки и т.д.) будет осуществляться закуп из одного источника. При этом предусматривается норма о персональной ответственности первого руководителя заказчика по закупкам из одного источника. Это позволит сократить закупки из одного источника.

В целях упрощения процедур вводится новый способ закупок в виде конкурса с использованием рамочных соглашений. Данный способ будет применяться едиными организаторами в рамках осуществления централизованных государственных закупок. В частности, на первом этапе будут отбираться потенциальные поставщики, соответствующие установленным требованиям, с которыми будет заключено рамочное соглашение. На втором этапе заказчики будут направлять таким поставщикам заявки на приобретение товаров, работ, услуг. Договор будет заключаться с теми поставщиками, кто представил наилучшее предложение.

Вводится новый способ закупок в виде конкурса с использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых товаров, работ, услуг.

В целях стимулирования приобретения качественных и инновационных товаров, работ и услуг предлагается выбирать поставщиков не на основе покупной цены, а на основе стоимости всего срока службы закупаемых товаров, работ и услуг (данная норма вводится в действие с 1 января 2023 года).

В рамках досудебного урегулирования споров предусматривается введение согласительной комиссии как постоянно действующего коллегиального органа. Согласительная комиссия будет создаваться на базе заказчиков для рассмотрения обращений потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора и включенных в реестр недобросовестных участников госзакупок.

В целях исключения сговора между участниками аукциона пересмотрена последовательность проведения аукциона. Теперь на первом этапе аукцион будет проводиться среди участников, имена которых будут скрыты. Это исключит факты сговора между ними. На втором этапе будет рассматриваться заявка участника аукциона, цена которого является наименьшей. В случае соответствия его заявки требованиям закупки итоги аукциона формируются сразу, не вскрывая другие заявки участников аукциона.

Также вводится новый способ закупок в виде конкурса с использованием рейтингово-балльной системы. Данный способ внедряется в целях исключения человеческого участия в процессе госзакупок.

Посредством широкой интеграции электронной системы госзакупок веб-портал будет автоматически присваивать потенциальным поставщикам соответствующий рейтинг. Это позволит перейти на автоматический выбор поставщика с комбинированием ценовых и качественных критериев.

В связи с исключением возможности осуществления закупок из одного источника товаров до 100 МРП и работ, услуг до 500 МРП вводится новый способ закупок в виде электронного магазина. Данный способ будет использовать объективные и прозрачные критерии выбора поставщиков и позволит осуществлять закупки в онлайн-режиме.

В целом внесенные изменения в действующее законодательство по государственным закупкам доказывают, что система государственных закупок Казахстана претерпевает значительные изменения на уровне законодательства и показывает неуклонное стремление Правительства модернизировать данную систему.

По Карагандинской области за 2021 год было проведено 4 422 конкурса/аукциона на общую сумму 216,5 млрд тенге. Условная экономия от проведенных закупок составила 23 млрд тенге.

Управлением государственных закупок за 2021 год в качестве единого организатора государственных закупок проведено 267 конкурсов/аукционов на сумму 151,5 млрд тенге. Условная экономия от проведенных закупок составила 13,1 млрд тенге.

Практика прошлых лет показывает, что создание достаточной конкурентной среды увеличивает долю экономии. В среднем она в 4-5 раз больше, чем в закупках из одного источника. Вместе с тем хотелось бы отметить, что Главой государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» ставится задача по поддержке отечественных товаропроизводителей и увеличению казахстанского содержания в государственных закупках.

По итогам 2021 года в рамках «Экономики простых вещей» целевые индикаторы достигнуты по всем отраслям промышленности. Средняя доля местного содержания по восьми отраслям промышленности составила 62,1%, или 9,6 млрд тенге при факте закупа 15,4 млрд тенге. К примеру, доля местного содержания по восьми отраслям составила:

— по мебельной промышленности — 81,8%, или 393 млн тенге (план — 66,3%);

— по легкой промышленности — 82%, или 1 млрд 137 млн тенге (план — 65,5%);

— по строительным материалам — 83,2%, или 235 млн тенге (план — 67,1%);

— пищевой промышленности — 92,5 %, или 2 млрд 075 млн тенге (план — 48%);

— по машиностроению — 35,4%, или 2 млрд 010 млн тенге (план — 20,3%);

— по химической промышленности — 65,4%, или 1 млрд 404 млн тенге (план — 36,2%);

— по фармацевтической промышленности — 45%, или 254 млн тенге (план — 32,3%);

— по целлюлозно-бумажной промышленности — 77,9%, или 2 млрд 104 млн тенге (план — 53,7%).

Достоверность данных обеспечена за счет автоматизации процесса сбора отчетности.

В соответствии с распоряжением Премьер-министра РК от 27.03.2020 г. одним из условий реализации Дорожной карты занятости является обеспечение приобретения товаров, работ и услуг у отечественных производителей при их наличии в объеме не менее 90% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию инфраструктурного проекта. Карагандинской областью данное распоряжение выполнено.

В рамках реализации Дорожной карты занятости в целом по области доля местного содержания составила 93,4%, или
2 628 млн тенге при факте закупа материалов в сумме 2 813 млн тенге. В рамках Дорожной карты занятости в 2021 г. реализовано 9 проектов на общую сумму 8 млрд 765 млн тенге. Эта тенденция положительно влияет на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Кроме того, управлением на постоянной основе проводится анализ законодательного регулирования процесса государственных закупок и вносятся соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в Министерство финансов Республики Казахстан.

В 2022 году работа управления государственных закупок будет ориентирована на организацию и проведение анализа государственных закупок областными администраторами бюджетных программ, районами/городами и квазигосударственного сектора, на поддержку отечественных товаропроизводителей путем увеличения местного содержания в государственных закупках и на выполнение установленных целевых индикаторов на 2022 год. В заключение хотелось бы отметить, что наше управление всегда открыто и готово предоставить необходимую консультацию по интересующим вопросам в сфере государственных закупок.

Нурлан АЛИМЖАНОВ,

руководитель управления государственных закупок
Карагандинской области

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные