Меловые скалы и ханские дворцы на западе, древние города и пустыни на юге, горы Алтая и руины ойратских монастырей на востоке, лесные оазисы и бесчисленные озера на севере…
За два года объединенная команда Карагандинского историко-географического общества «Авалон» и столичного клуба «Nomad 4X4» посетила значительную часть исторических и природных достопримечательностей РК.
После четырех главных экспедиций у них осталось множество впечатлений, весьма разных.
Этот загадочный край
– Сразу оговорюсь, что нас интересовали не только исторические места, но и природные достопримечательности, – говорит президент историко-географического общества «Авалон» Виталий Шуптар. – Такое совмещение всегда делает путешествия более интересными.
Экспедиции к крайним точкам Казахстана с посещением по пути наиболее значимых исторических и природных объектов начались во время пандемии.
В период очередного карантинного послабления, в середине лета 2020 года, решено было доехать до самой западной точки нашей страны, а если точнее – до Бокей-Орды. В октябре того же года покоряли юг Казахстана. Здесь добрались до самой крайней точки страны в районе Мырзакента. В 2021-м мы побывали на востоке Казахстана, ну а экспедиция «Строго на север», состоявшаяся в июне 2022 года, стала четвертой и заключительной.
– Посещаем, а иногда даже «открываем» интересные места, – делится Виталий Шуптар. – Часто в наших экспедициях принимает участие блогер Аскар Жанапов, который по итогам поездок создает интересные зарисовки. Я вижу, что для множества людей увиденное и прочитанное становится настоящим открытием.
Кроме того, они ребята собирают информацию по имеющейся туристской инфраструктуре. Фактически проводится инвентаризация дорог, туробъектов, придорожной инфраструктуры и прочего. Которая, кстати, в дальнейшем весьма полезна не только для путешественников, но и туристскому сектору в целом.
Сайрам-Угама
Вся собранная информация попадает в туристские карты, каталоги и путеводители. Материалы из в южной экспедиции, например, были использованы для создания туристской карты Сайрам-Угама.
– Мы регулярно дополняем информацией системы Google Maps, OpenStreetMap и Wikimapia. Она также используется в разработке концепций, мастер-планов и прочих документов в сфере развития туризма: данные «из полей» всегда важны, а их сбор – дело тяжелое и недешевое.
Цель путешествия по северному направлению – исследование горно-лесных оазисов Казахстана – Сандыктау, Имантау, Зеренды и Бурабая. А также историко-культурных памятников, расположенных преимущественно в пределах Северо-Казахстанской области. Включая, кстати, и знаменитое поселение Ботай – одно из мест на планете, где человеком была впервые одомашнена лошадь.
– Маршруты строятся на основе различных сводов памятников, археологических карт и подобных изданий, – рассказывает руководитель ИГО «Авалон». – В экспедициях мы используем внедорожники. Поэтому, если надо, можем добраться куда угодно. Куда-то, разумеется, добираемся пешком (по горам ходить тоже умеем). Из упомянутых экспедиций какие-то были преимущественно внедорожными, другие почти полностью прошли по асфальту. В целом Казахстан – это такая страна, где до большей части интересных мест можно добраться лишь на чем-то весьма проходимом.
Для науки и души
В Казахстане множество интереснейших мест, которые заслуживают внимания туристов. Они удивительны и неповторимы.
– Средневековое городище Сауран, которое было отреставрировано не в пример многим другим местам в РК аккуратно и адекватно (то есть с использованием древних технологий, а не современных кирпичей) , – делится собеседник.
То же самое можно сказать про городище Культобе в Туркестане. Оно считается одним из самых лучших образцов музеефикации археологических объектов.
Поразил до глубины души и ханский дворец с мечетью, расположенные в бывшей столице Внутренней орды хана Бокея. До них очень тяжело было добираться.
– Крепости – моя страсть, – говорит Шуптар. – Поэтому все, что из этой области мы успели увидеть, – от уже упомянутого Саурана до мало, кому известных руин российских «звездных» крепостей на западе и севере Казахстана, а также ойратских укрепленных монастырей на востоке Казахстана, – мне запало в душу. А еще одну из крепостей – руины кокандского укрепления Яман-Корган в долине реки Сарысу – мы в полном смысле этого слова открыли для науки, потому как в последний раз она упоминалась в литературе более века назад.
Комплекс «Абай-Шакарим», руины дворца Акыртас, усадьба Айганым в урочище Сырымбет, город-призрак Байжансай, исторический центр Петропавловска, археологические памятники в долине Елеке-Сазы, геоглифы Торгая и многое-многое другое – меня практически все поражает и удивляет. И даже мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави не перестает поражать.
Не все еще изучено
Если говорить о цифрах, то туризм, конечно, развивается. Но пока в большей степени внутренний. Но если говорить о качестве, то тут много вопросов.
– Туристские потоки по какой-то непонятной причине не пытаются равномерно распределять, – считает руководитель ИГО «Авалон». – Напротив, предпринимаются попытки по их дальнейшей концентрации, что, несомненно, скажется самым отрицательным образом на окружающей среде. За примерами ходить далеко не надо – Кольсайское ущелье и Долина замков в Чарыне тому подтверждение.
Много вопросов и по поводу Ботайского музея. Его, почему-то, решили размещать и без того в популярном Бурабае, вместо того, чтобы делать это там, где Ботай находится реально.
Непонятно и то, почему туристов продолжают собирать в раскрученных «резервациях». Взамен того, чтобы поддержать отдаленный сельский регион, который мог бы зарабатывать на приеме приезжих.
– Мы планируем более точечное изучение Центрального Казахстана, который, конечно, знаем лучше всего, – говорит собеседник. – Однако все еще остаются некоторые белые пятна на его территории. И мы будем их изучать. В большей мере речь идет про Бетпак-Далу, долину реки Токырау, окрестности Егиндыбулака и другиех. Тарбагатайские горы на востоке страны – регион, по которому мы планируем сделать туристскую карту. Что, собственно, и запланировано на этот год.
Николай КРАВЕЦ
Фото предоставил Виталий ШУПТАР