back to top
-1.1 C
Алматы
Четверг, 14 ноября, 2024
No menu items!
ДомойНовостиОбществоТуристам, посещающим Казахстан, есть, что показать и не только в раскрученных локациях

Туристам, посещающим Казахстан, есть, что показать и не только в раскрученных локациях

Меловые скалы и ханские дворцы на западе, древние города и пустыни на юге, горы Алтая и руины ойратских монастырей на востоке, лесные оазисы и бесчисленные озера на севере…

За два года объединенная команда Карагандинского историко-географического общества «Авалон» и столичного клуба «Nomad 4X4» посетила значительную часть исторических и природных достопримечательностей РК.

После четырех главных экспедиций у них осталось множество впечатлений, весьма разных.

Этот загадочный край

– Сразу оговорюсь, что нас интересовали не только исторические места, но и природные достопримечательности, – говорит президент историко-географического общества «Авалон» Виталий Шуптар. – Такое совмещение всегда делает путешествия более интересными.

Экспедиции к крайним точкам Казахстана с посещением по пути наиболее значимых исторических и природных объектов начались во время пандемии.

В период очередного карантинного послабления, в середине лета 2020 года, решено было доехать до самой западной точки нашей страны, а если точнее – до Бокей-Орды. В октябре того же года покоряли юг Казахстана. Здесь добрались до самой крайней точки страны в районе Мырзакента. В 2021-м мы побывали на востоке Казахстана, ну а экспедиция «Строго на север», состоявшаяся в июне 2022 года, стала четвертой и заключительной.

– Посещаем, а иногда даже «открываем» интересные места, – делится Виталий Шуптар. – Часто в наших экспедициях принимает участие блогер Аскар Жанапов, который по итогам поездок создает интересные зарисовки. Я вижу, что для множества людей увиденное и прочитанное становится настоящим открытием.

Кроме того, они ребята собирают информацию по имеющейся туристской инфраструктуре. Фактически проводится инвентаризация дорог, туробъектов, придорожной инфраструктуры и прочего. Которая, кстати, в дальнейшем весьма полезна не только для путешественников, но и туристскому сектору в целом.

Сайрам-Угама

Вся собранная информация попадает в туристские карты, каталоги и путеводители. Материалы из в южной экспедиции, например, были использованы для создания туристской карты Сайрам-Угама.

– Мы регулярно дополняем информацией системы Google Maps, OpenStreetMap и Wikimapia. Она также используется в разработке концепций, мастер-планов и прочих документов в сфере развития туризма: данные «из полей» всегда важны, а их сбор – дело тяжелое и недешевое.

Цель путешествия по северному направлению – исследование горно-лесных оазисов Казахстана – Сандыктау, Имантау, Зеренды и Бурабая. А также историко-культурных памятников, расположенных преимущественно в пределах Северо-Казахстанской области. Включая, кстати, и знаменитое поселение Ботай – одно из мест на планете, где человеком была впервые одомашнена лошадь.

– Маршруты строятся на основе различных сводов памятников, археологических карт и подобных изданий, – рассказывает руководитель ИГО «Авалон». – В экспедициях мы используем внедорожники. Поэтому, если надо, можем добраться куда угодно. Куда-то, разумеется, добираемся пешком (по горам ходить тоже умеем). Из упомянутых экспедиций какие-то были преимущественно внедорожными, другие почти полностью прошли по асфальту. В целом Казахстан – это такая страна, где до большей части интересных мест можно добраться лишь на чем-то весьма проходимом.

Для науки и души

В Казахстане множество интереснейших мест, которые заслуживают внимания туристов. Они удивительны и неповторимы.

– Средневековое городище Сауран, которое было отреставрировано не в пример многим другим местам в РК аккуратно и адекватно (то есть с использованием древних технологий, а не современных кирпичей) , – делится собеседник.

То же самое можно сказать про городище Культобе в Туркестане. Оно считается одним из самых лучших образцов музеефикации археологических объектов.

Поразил до глубины души и ханский дворец с мечетью, расположенные в бывшей столице Внутренней орды хана Бокея. До них очень тяжело было добираться.

– Крепости – моя страсть, – говорит Шуптар. – Поэтому все, что из этой области мы успели увидеть, – от уже упомянутого Саурана до мало, кому известных руин российских «звездных» крепостей на западе и севере Казахстана, а также ойратских укрепленных монастырей на востоке Казахстана, – мне запало в душу. А еще одну из крепостей – руины кокандского укрепления Яман-Корган в долине реки Сарысу – мы в полном смысле этого слова открыли для науки, потому как в последний раз она упоминалась в литературе более века назад.

DCIM100MEDIADJI_0368.JPG

Комплекс «Абай-Шакарим», руины дворца Акыртас, усадьба Айганым в урочище Сырымбет, город-призрак Байжансай, исторический центр Петропавловска, археологические памятники в долине Елеке-Сазы, геоглифы Торгая и многое-многое другое – меня практически все поражает и удивляет. И даже мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави не перестает поражать.

Не все еще изучено

Если говорить о цифрах, то туризм, конечно, развивается. Но пока в большей степени внутренний. Но если говорить о качестве, то тут много вопросов.

– Туристские потоки по какой-то непонятной причине не пытаются равномерно распределять, – считает руководитель ИГО «Авалон». – Напротив, предпринимаются попытки по их дальнейшей концентрации, что, несомненно, скажется самым отрицательным образом на окружающей среде. За примерами ходить далеко не надо – Кольсайское ущелье и Долина замков в Чарыне тому подтверждение.

Много вопросов и по поводу Ботайского музея. Его, почему-то, решили размещать  и без того в популярном Бурабае, вместо того, чтобы делать это там, где Ботай находится реально.

Непонятно и то, почему туристов продолжают собирать в раскрученных «резервациях». Взамен того, чтобы поддержать отдаленный сельский регион, который мог бы зарабатывать на приеме приезжих.

– Мы планируем более точечное изучение Центрального Казахстана, который, конечно, знаем лучше всего, – говорит собеседник. – Однако все еще остаются некоторые белые пятна на его территории. И мы будем их изучать. В большей мере речь идет про Бетпак-Далу, долину реки Токырау, окрестности Егиндыбулака и другиех. Тарбагатайские горы на востоке страны – регион, по которому мы планируем сделать туристскую карту. Что, собственно, и запланировано на этот год.

DCIM100MEDIADJI_0694.JPG

Николай КРАВЕЦ

Фото предоставил Виталий ШУПТАР

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

На дорогах Карагандинской области появится автоматическая система измерения груза крупногабаритных машин

Установка такого оборудования запланирована на восьми участках автодорог, из них республиканского значения – 6, местного – 2. По словам руководителя управления пассажирского транспорта...

В Караганде ищут пострадавших от деятельности финансовой пирамиды «МФО Лидер Капитал»

Департамент экономических расследований по Карагандинской области проводит досудебное расследование по уголовному делу по факту создания и руководства финансовой пирамидой в отношении директора ТОО «Микро...

В Шахтинске планируют внедрить систему электронного билетирования во внутригородских автобусах

Вскоре жители города-спутника смогут оплачивать проезд в общественном транспорте картой ONAY! В регионе продолжается работа по охвату городских маршрутов электронной системой. Она доступна для...

Из Балхаша можно будет улететь в Шымкент, Жезказган и Туркестан

После того как завершатся работы по развитию инфраструктуры воздушного транспорта, в частности городского аэропорта, для пассажиров откроют новые направления. Об этом рассказал руководитель...

В следующем году в Карагандинской области завершат ремонтировать дороги к курортным зонам

В частности, в регионе в планах поставить точку сразу на нескольких объектах: Караганда - Балхаш, Балхаш - Бурылбайтал, Караганда - Каркаралинск. По словам...

В Карагандинской области подрядчиков обяжут нарастить объемы битумохранилищ

Эта мера вынужденная, так как во время ремонтной кампании дорожные фирмы нередко затягивают сдачу объектов. Об этом сказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных...

В Караганде пытаются решить проблему скользкого пола и ступеней в подземных переходах

Многочисленные жалобы от населения на скользкий пол в обновленных подземках поступали и прошлой зимой, и уже этой осенью, после того как в городе наступили...