Home Новости Общество Тонкой нитью по прекрасному: Когда хобби становится прибыльным делом

Тонкой нитью по прекрасному: Когда хобби становится прибыльным делом

Основа успешного бизнеса – человеческое отношение к людям. Так считает Индира Джабаева. Карагандинка основала свой бренд и занимается производством национальной одежды и изделий. Ее клиентами становятся и иностранцы.

Большие сундучища и маленькие сундучки, головные уборы, костюмы, шкатулки, приданое казахской невесты. Это малая часть того, что производит предприятие, которым руководит Индира. В цехах трудятся молодые девушки. Они, к слову, работают не только с тканью, но и с деревом. Пилят (правда, на станке), шлифуют (машинкой и вручную). В мастерских приятно пахнет деревом, на полочках аккуратно сложены заготовки. Да и вообще, обстановка здесь какая-то не производственная, а уютная.

– Создать такую атмосферу – это одна из моих целей. Работая «на дядю» в сфере HR (рекрутинга), бывая в разных офисах, не раз замечала не всегда корректное отношение руководства к своим подчиненным. Раньше фирма выбирала сотрудников, но времена изменились, и теперь хороший специалист выбирает себе компанию. А главное в производстве – это люди, и относиться ко всем надо по-человечески, – уверена Индира Джабаева, основатель бренда Labiba. – Я всегда эту идею отстаивала. А мне мои тогдашние шефы говорили: когда будешь руководить своей компанией, покажешь пример, тогда и будешь нас учить. Это и явилось одним из обстоятельств, которое привело меня к созданию производства.

Свое дело

На тот момент, кстати, будущая бизнес-вумен хорошо зарабатывала. И решила вложиться в свое дело. Можно сказать, бросила вызов самой себе: выбрала непростую сферу – швейное дело. Тут, как известно, и дефицит кадров, и конкуренция – каждая вторая домохозяйка покупает машинку и шьет. Вдобавок ко всему изготавливать национальные костюмы и изделия не так-то просто. Выбор на это пал не случайно.

– Мы единственные производители в Казахстане, которые занимаются всем: от подарков до одежды в национальном стиле. По долгу службы мне приходилось бывать в разных городах Казахстана. Не стали исключением Шымкент и Актау. В них особенно чтят национальные традиции и обычаи. К примеру, в Актау я попала тогда перед Наурызом, на Көрісу күні. В тот день все сотрудники, от директора до техперсонала, пришли в казахских костюмах, головных уборах, яркие, красивые, а девушки и женщины в то же время такие скромные. И я одна среди них была в пиджаке, как белая ворона. А потом меня пригласили на свадьбу. Там невестки в национальной одежде приветствуют гостей. Все так колоритно. Я была заворожена, можно сказать, влюбилась в эти обычаи. И когда встал выбор, в какой сфере начать свое дело, ответ для меня был очевиден. Я хотела пропагандировать традиции, культуру своего народа, – вспоминает Индира.

Воодушевившись (при этом еще не поменяв работу), она открывает свой мини-цех. Друзья помогли с приобретением одного большого станка и двух маленьких машинок. Помещение арендовали небольшое, на производственной территории. Условий почти никаких, девушки зимой в куртках работали, так как в цеху, мягко говоря, прохладно. Тогда для Индиры цех был как хобби, в которое она вкладывала деньги.

– Помещение 20 квадратных метров. Мы ничего не умели: ни шить, ни кроить. Очень много денег было потрачено на обучение. Девчонки-студентки полдня учились, полдня работали. Все это не было серьезным бизнесом. В самом начале (да и сейчас я так делаю иногда), если мы вещь изготавливали первый раз, на поток она не поставлена, то я ее просто дарила, потому что не знала, как она получится. Клиенты видели: у меня не азарт бизнесмена, работаю на качество по более или менее доступной цене, дорожу репутацией, – рассказывает И. Джабаева.

Подсказка от Всевышнего

Спустя время цех переехал в более просторное здание. Сюда уже приходят студенты на производственную практику. В большом помещении уже не три человека, а 25. Шумно, весело, и работа кипит. Наша героиня открывает курсы по вышивке, которые проходят более 100 домохозяек. Цех начинает выпускать коврики для чтения молитвы – жайнамазы. Почему-то они «не выстреливают», штук сто из них просто раздарили.

– А потом грянул карантин. Какая-то часть команды ушла, остались те, кто со мной начинал. Девушки были из других городов и районов, оставались у меня дома, жили месяцами, потому что не выпускали тогда никуда. Я перевезла оборудование себе в квартиру, работали там. Сотрудницам продолжала платить зарплату, но деньги заканчивались. Решили шить маски, но продать их не смогли, оказывается, мы должны были состоять в специальном реестре. В итоге маски раздали по волонтерским организациям. Так целый год сидели без дохода. Девчонки уже нашли себе другую работу. Прихожу в цех, а он пустой. Я отчаялась. Тогда уже был пост и Ночь предопределения, Қадір түні. Перед сном попросила Всевышнего: дай мне знак, оставить это дело или продолжать. Проснувшись утром, я зашла в WhatsApp и увидела там 300 заявок на жайнамазы! Поняла, останавливаться нельзя, – говорит предпринимательница.

Конечно, все заказы обслужить не получилось, но те, кто получил жайнамазы, были в восторге от качества и сервиса. Теперь с этими ковриками некоторые карагандинцы даже в Турцию летают. С того момента бизнес пошел в гору. К Индире Джабаевой обращается большое количество людей по рекомендациям довольных клиентов. Кроме жайнамазов, изготавливают одеяния для чтения молитвы, мужские и женские, картины с надписями религиозного содержания. Налажено производство сувенирной продукции на свадьбы, различные обряды, к примеру, Тұсау кесер, Сырға салу, Шежіре.

– Шьем также сәукеле, различные камзолы, чапаны, платья. Вышивки у нас – от простых до сложных. Изготавливаем различные сувениры для корпоративных клиентов, при этом можем добавлять логотипы. Работают у меня в основном девушки. В коллективе спокойная обстановка, и я избегаю директивного общения. Мальчики пробовали у меня трудиться, но почему-то они не справляются с многозадачностью. Люблю работать с молодежью, которая хочет чему-то учиться и расти. Каждый аппарат здесь для меня как ребенок. Я знаю, как он устроен, могу собрать и разобрать, устранить неполадку. Хотя своим лучшим другом здесь считаю шуруповерт, – улыбается Индира Джабаева. – Обожаю этот инструмент. Столько в этом цеху гвоздей сама вбила и столько шурупов закрутила.

К слову, клиентами Индиры становятся и иностранцы. Одно платье заказали из Варшавы. А на днях национальные наряды отправились в Индию. Красивые казахские платья заказывают и девушки славянской национальности родом из Казахстана. Обучаясь или живя за рубежом, они рассказывают и показывают культуру нашего народа.

Правильные приоритеты

– Мы также занимаемся благотворительностью, сотрудничаем с двумя колледжами по инклюзивному направлению. Обучаем преподавателя, а он – студентов, они изготавливают для нас какую-либо продукцию. Мы закупаем для этого материалы, нитки, иголки. Как-то дети шили флаги нашей страны. Так у них появляется стимул, лучшие из особенных деток будут трудиться у нас, – говорит мастерица. – Изготавливаем не только вручную, в цехе – современное оборудование. Дизайнер сначала рисует, переводит это в программу, которая загружается в станок.

В планах на будущее у карагандинской бизнес-вумен – открыть магазин. Это больше социальный проект, который поможет тем, кто шьет на дому, реализовывать свою продукцию. В магазине было бы неплохо устраивать showroom, это будет способствовать привлечению большого количества клиентов и продвижению товаров, рассуждает Индира Джабаева. Надо сказать, что еще она является членом Общественного совета города Караганды, председателем Ассоциации деловых женщин Казахстана по Карагандинской области, членом областной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике. Задумок у нее много. Откуда же силы на их реализацию? Как удается совмещать дом, быт и работу, которую делаешь не спустя рукава?

– Мой секрет – в делегировании. А еще нужно правильно выстраивать приоритеты. К примеру, если нет возможности часто мыть посуду – приобрести для этого специальную машину. Нет времени на полы – робот-пылесос тебе в помощь. Если в своей работе я битый час сижу с документами и получается плохо, то лучше найму сотрудника, который отлично с этим справится, сэкономив мое время. А время – деньги. Освободившиеся часы потрачу на то, чтобы улучшить показатели в чем-то другом. Женщина должна оставаться мягкой, женственной. И название нашего бренда Labiba с арабского звучит как «нежность». У нас даже девиз был: тонкой нитью по прекрасному. Говорят, за каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина. Перефразируя, скажу: за каждой успешной женщиной стоит хороший инвестор, – улыбается Индира Джабаева. – Только вкладывает он в нее по большей части не деньги, а свои силы, свою веру. И, вообще, считаю, что прекрасному полу нужно самосовершенствоваться. Ведь образованная женщина – образованная нация. Какие мамы, такие и дети.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Exit mobile version