Уважаемая Лязат Узбековна!
Ваш дедушка Оспанов Мухамедия, 1884 года рождения, работал медицинским фельдшером в селе Никитинка Уланского района Восточно-Казахстанской области. 16 октября 1937 года по надуманным мотивам был арестован. Постановлением тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области 25 ноября 1937 года приговорен к расстрелу, 6 декабря 1937 года это решение было приведено в исполнение.
Постановлением президиума Восточно-Казахстанского областного суда 20 октября 1957 года дело в отношении Оспанова Мухамедии производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Старший советник юстиции Т.И. ТЕРЕЩЕНКО.
Иллюстративное фото: azh.kz
Оригинал этого документа хранится в семье жительницы Каркаралинска Л.У. Оспановой. Так уж получилось, что из многочисленных потомков медицинского фельдшера Мухамедии Оспанова его внучка, врач Лязат Узбековна, стала хранительницей семейной родословной. В какой-то степени мне удалось расширить и дополнить ее сведения.
По переписи 1898 года отец Мухамедии – Оспан Кенебаев – был приписан к пятому административному аулу Каркаралинского уезда. В аул входили представители рода Кара, среди которых встречаются и имена предков Касыма Аманжолова. Аул был основан примерно в 1840 году. Он находился в 80 км от Каркаралинска и объединял четыре хозяйства. Зимовки располагались в урочище Джал. Воду для питьевых целей брали из родника. Численность аула была 35 человек. Держали 40 лошадей, 13 голов крупного рогатого скота, 152 овцы. В год накашивали 36-40 копен сена. Предпринимались попытки освоить земледелие.
Эти сведения Л.У. Оспанова комментирует так:
«Зимовка Джал находилась, немного не доезжая до другой нашей зимовки – Козжаман. Джал, точнее Узунджал, и Козжаман находились рядом. Сейчас на этом месте одни развалины. Во время коллективизации люди из нашего рода оказались в Аккоре, в колхозе Уштобе. Сейчас здесь четвертое отделение совхоза им. Фрунзе…»
О детских годах М. Оспанова мы ничего не знаем. Свидетели тех лет давно ушли из жизни. И только 96-летний аксакал Спаш Касимов из Аккоры припомнил, что М. Оспанов жил в интернате Актерек, где находилась сельскохозяйственная школа. Как бы то ни было, следы вели в Омск, где Мухамедия получил среднее медицинское образование.
В архивном фонде Омской центральной фельдшерской школы имеется журнал, который велся с августа 1906-го по ноябрь 1916 года. В нем есть записи за 1908-1909, 1909-1910, 1910-1911, 1911-1912 учебные годы, где значится Оспанов Топал, 1884 г.р., магометанского вероисповедания, поступивший в первый класс в августе 1908 года. На заседании педсовета Омской центральной фельдшерской школы 30 сентября 1908 года был рассмотрен вопрос о зачислении его на стипендию от Семипалатинской области. На заседании педагогического совета от 30 мая 1912 года было принято решение удостоить Оспанова Топала звания фельдшера при отличном поведении.
Здесь мы прикасаемся к одной из биографических тайн Мухамедии Оспанова: почему в списках фельдшерской школы он числится под именем Топал? Несомненно, Мухамедия и Топал – это одно и то же лицо, других Оспановых в тот период в фельдшерской школе не было. Сохранился и портрет М. Оспанова. Он выполнен в Омске 15 мая 1912 года в канун получения фельдшерского звания.
Вторая загадка Мухамедии – место его работы в Каркаралинском уезде после завершения учебы. Не удалось мне найти по этому поводу официальных бумаг. Однако нашлись другие, связанные с участием М. Оспанова в общественно-политической жизни Каркаралинска.
До недавнего времени наши историки однобоко толковали события 1917-1918 годов. Многие факты или замалчивались, или просто отметались. Между тем даже в далеком Каркаралинске политическая жизнь отличалась своеобразием. 12 марта 1917 года из Семипалатинска в Каркаралинск были направлены временные комиссары Н.В. Вайсер и Н.К. Кульджанов. 20 марта они создали Комитет объединенных общественных организаций в армии. Комитет поддерживал Временное правительство. Во главе его стоял прогрессивно настроенный судья А.А. Лысенко. В комитет входили представители казахского населения, горожане, казаки, военные.
В состав казахского комитета входили Якуп Акпаев, Нарымбек Бодуков, Амре Спанов, Смаил Байтенев, Толеубай и Мустафа Чантины, Муксин и Фатих Бекметьевы, Максут Фаизов, Оспанбек Абдин, Мухамедия Оспанов, Рахимбай Сапаков и Бодаубек Раимбеков. От Джельтауского завода в комитет был направлен Ныгмет Нурмаков. Все эти люди в основном представляли интеллигенцию и торговлю. Якуп Акпаев, например, возглавлял уездный земельный комитет. Оспанбек Абдин был вице-председателем потребительского общества Киргиз-Каркаралинского уезда. Нарманбет Орманбетов – волостной управитель, поэт, работник суда в Каркаралинске. Мухамедия Оспанов – фельдшер.
Часть вышеназванных жителей Каркаралинска вступили в партию «Алаш», официально организованную в июле 1917 года. Мухамедия Оспанов был одним из активных членов этой партии вместе с Б. Байтеневым и А. Чигировым. Партия поддерживала Временное правительство. Ее лозунги: «Демократическая республика с получением автономии» и «Земля тому, кто извлекает из нее доход скотоводством и земледелием». На уездном уровне партия входила в блок эсеров, меньшевиков, народных социалистов. Были ли таковые в Каркаралах и кто они – не знаю. Впоследствии советское правительство, проявив гуманизм, амнистировало членов партии «Алаш», и они получили возможность работать на стороне рабоче-крестьянской власти.
После окончательного установления Советской власти М. Оспанов активно работает в органах здравоохранения. Первого января 1920 года при уездном ревкоме создается отдел здравоохранения. В нем был единственный человек с высшим образованием – Наталья Андреевна Выскребцова, окончившая женский медицинский институт в Харькове. Она заведовала больницей на 12 коек. В отделе работали лекпомы, медицинские фельдшеры А.Р. Раимбеков и М.О. Оспанов. Санитарно-эпидемиологический отдел возглавлял В.Н. Тысяцкий, финансовый отдел – П.Н. Червев. Среди других сотрудников отдела назовем Н.Н. Дериглазова – заведующего консультацией, В.Ф. Александрова – делопроизводителя, К.Т. Толубаева – регистратора, А.В. Мусина – писца, Имантая Баймагамбетова – милиционера-рассыльного. Вот с этими людьми М. Оспанов и взялся за создание системы лечения населения в уезде.
2 июля 1920 года состоялся первый уездный съезд Советов. В президиум съезда были избраны 13 человек, в числе которых коммунисты Мей, Ляпин, Саматов, Варганов, Нурмаков, Пашин, Хрусталев и беспартийные А. Княков, Раимбеков, Алимбеков, М. Оспанов, Д. Баиров и Харченко.
Мухамедия Оспанов работает на разных должностях, одно время возглавляет отдел здравоохранения. Об этом периоде сохранился ряд документов. Привлекает внимание отчет, составленный заведующим отделом здравоохранения М.О. Оспановым за период с первого октября 1927-го по первое сентября 1928 года. Отчет крайне полезен всем почитателям истории города Каркаралинска, его внутренней жизни в этот период. Подкупает деловая, самокритичная оценка всей системы здравоохранения Каркаралинского округа.
«Наша сеть, состоящая из 5 больниц, начатых строительством в 1926-1927 гг., 2 амбулатории и 5 фельдшерских пунктов, на громадной территории округа в 190 тыс. кв. км, конечно, крайне мала. Целые районы остаются без лечебных учреждений, площадь обслуживания каждой больницы равна 32 тыс. кв. км. Радиусы участков доходят до ста километров. Обслуживающий персонал: 10 врачей, 10 лекпомов, четыре акушерки, семь медсестер».
Городская больница была загружена до предела: на 20 коек, положенных по смете, помещалось до 40 больных, особенно во время эпидемии скарлатины. Инфекционного отделения при больнице не было. Пришлось перевести городскую амбулаторию в другое помещение, а дом, в котором помещалась амбулатория, приспособить под инфекционное отделение.
(Продолжение следует)
Юрий ПОПОВ,
краевед