В прошлом году в регионе была принята Дорожная карта защиты прав детей, призванная помочь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И вот ее первые неутешительные результаты: прошедший год отмечен ростом подростковой преступности в Карагандинской области более чем на 9%.
Иллюстративное фото: novostipmr.com
Первое в текущем году заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством заместителя акима области Абзала Нукенова прошло довольно эмоционально. Участникам встречи было трудно безучастно слушать доклад начальника управления местной полицейской службы Куаныша Зарубаева.
— Подростковая преступность выросла с 98 до 107 преступлений. Основное их количество приходится на кражи и грабежи. Задержано 116 подростков, 69 из которых — это учащиеся колледжей, 33 — школьники. Наиболее криминогенный возраст, при котором подростки склонны к совершению преступлений, 16-17 лет. Рост преступлений допущен в городах Караганде (на 25,8%), Шахтинске (на 85,7%), Темиртау (30,8%), Нуринском районе, Приозерске и Улытауском районе, — доложил К. Зарубаев.
По итогам прошлого года на территории Карагандинской области отмечается рост преступлений в отношении несовершеннолетних на 5,5% — с 238 до 251. Это кражи, мошенничество, грабежи. Зарегистрировано 10 фактов хулиганства, 18 фактов транспортных уголовных правонарушений.
Начальник управления местной полицейской службы заявил о снижении преступлений, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, на 25% (со 172 до 129). Между тем рост данного вида преступлений отмечается в Караганде — 51 факт (в 2020 г. — 28), в Темиртау — с 8 до 12, Сатпаеве — с 11 до 16, Балхаше — 2, Каражале — с 1 до 3, Жезказгане — с 1 до 6, Абайском районе — с 4 до 6, Осакаровском районе — с 1 до 8 и Шетском районе — с 1 до 2.
— Почти треть всех преступлений составляют половые сношения с лицами, не достигшими 16 лет. Часть из них была выявлена полицией в ходе проведения сверок с органами здравоохранения. Часто насильниками становятся отцы, сожители матерей, отчимы, близкие знакомые семьи, соседи и друзья. Люди, которых дети хорошо знали, которым доверяли или от которых зависели. Из 8 преступлений, которые случились за полтора месяца с начала года, 4 совершили отчимы, 3 — друзья семьи, 1 — знакомый.
К примеру, 1 января в отдел полиции Бухаржырауского района с заявлением обратилась бабушка несовершеннолетней по факту ее изнасилования знакомым сестры. В ходе расследования выяснилось, что потерпевшая находилась без присмотра взрослых и распивала алкоголь с другом сестры.
— Нами разработаны и направлены в учебные заведения методические рекомендации и алгоритм действий сотрудников. Так, в них подробно расписаны действия при проверке семей, в которых воспитываются несовершеннолетние. Цель таких проверок: выявление фактов насилия в отношении детей, латентных преступлений сексуального характера на ранней стадии, а где-то и предотвращение их совершения. За прошлый год благодаря таким проверкам выявлено 14 латентных преступлений, — отметил Куаныш Зарубаев. — В каждом учебном заведении есть списки детей из социально незащищенных и неполных семей и воспитываемых отчимами. По нашим данным, в области 1879 семей, где дети воспитываются неродными отцами. В них живет
3 837 детей.
Начальник местной полицейской службы заявил, что стражи порядка создают совместные чаты с педагогами и администрацией учебных заведений для оперативного реагирования на нетипичные случаи или поведение подростков. К работе подключают и киберволонтеров, которые помогают с блокировкой порнографических сайтов.
— Была принята специальная Дорожная карта, в которой четко обозначены риски для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обговорена работа специальных групп с обозначением всех вопросов по координации и взаимодействию. И выходит, что никакая работа не проводится! — констатировал заместитель акима области Абзал Нукенов. — Где секретари комиссий, где эти рабочие группы? Какая работа ими проделана, что обнаружено и какие меры приняты?
Он напомнил, что Комиссия по делам несовершеннолетних собирается раз в два месяца. Проблемные вопросы обозначены, но почему нет результата?
— Мы собираемся, принимаем дорожные карты, но оно никому не нужно, если нет результатов. У нас рост подростковой преступности, и мы должны знать, откуда все это идет, — возмутился А. Нукенов. — Однозначно можно сказать об ослаблении работы комиссий на местах. Система образования, правоохранительные органы и система досуга также ослабили свою работу.
В ближайшее время заместителю акиму Карагандинской области должен быть представлен подробный анализ работы районных и городских комиссий по защите прав детей.
Оксана МЯГКИХ