В Казахстане высокий процент разводов из-за того, что в целом отсутствует институт семьи, который занимался бы исследованием и анализом межличностных отношений. Отсюда и возросшее количество фактов семейно-бытового насилия, ранняя беременность, суициды среди подростков, необразованность многодетных матерей. Такую статистику озвучил главный инспектор по защите прав несовершеннолетних и семейно-демографической политике Гайни Карисова.
Никто не координирует
Карагандинская область находится на втором месте после Алматы по количеству разводов. Одна из основных причин – бесплодие как женское, так и мужское. Не менее важным поводом для расставания также являются конфликты и бытовое насилие в семье, далее следует алкоголизм, которым страдают и мужчины, и женщины.
– Люди разводятся по разным причинам, наша же задача, наоборот, состоит в укреплении семьи, – подчеркнула Гайни Карисова. – Сегодня остро нужны не только отдельные специалисты – социологи, которые проводили бы опросы и изучали отношения пары, но и целый институт.
Она отметила, что в настоящее время государственные органы и неправительственные организации работают каждый в своем направлении. Одни ведут статистику, другие – занимаются охраной здоровья, третьи – образованием детей и социальной помощью. Однако отсутствует координация этих отраслей.
Безусловно, определенную работу проводит комиссия по делам женщин и семьи, в которую входят общественники и представители государственных органов. Но этого, к сожалению, недостаточно. Потому как проблема требует полного охвата и научного подхода для ее решения.
Беременных подростков становится меньше
Из более чем 7 тысяч браков, заключенных в прошлом году, порядка 1400 уже распались. Уменьшить эту цифру можно, если взаимоотношениям людей будут уделять внимание с раннего возраста, уверена Г. Карисова. Но здесь появляется другое препятствие. Оказывается, что многие родители протестуют, чтобы в школах проводились уроки полового и семейного воспитания. Они считают, что сами могут все объяснить.
Между тем ненамного, по сравнению с 2021 годом, снизилось число беременных девочек-подростков. Из 52 таких несовершеннолетних 31 стала мамой и 9 сделали аборты. В позапрошлом году это количество составляло 57. Прерывание беременности в юном возрасте приводит позже к бесплодию. В настоящее время в очереди на ЭКО находится более 700 карагандинских пар, квота же выдана только 557 из них.
Возвращаясь к теме подростков, Гайни Карисова сообщила, что из более чем 18 тысяч обратившихся в молодежные центры с различными проблемами жителей региона свыше 11 тысяч – несовершеннолетние.
Это говорит не только о том, что дети не стесняются и не боятся озвучивать происходящее в семье и школе, но и о наличии самой проблемы. Однако не всегда подростки способны справиться со своими трудностями.
Проблемы семейно-бытового насилия
В 2022 году в Карагандинской области было совершено 15 суицидов, пять из которых – завершенные, а в 10 случаях детей удалось спасти. Причина банальна – ссоры с близкими людьми и конфликты в семье.
Только в прошлом году правоохранительными органами было выписано свыше 7 тысяч защитных предписаний, касающихся семейно-бытового насилия, и, по словам Г. Карисовой, эта цифра выше, нежели в позапрошлом.
– Порядка 6 тысяч граждан были подвергнуты административному аресту, еще свыше 2 тысяч оказались в камерах временного содержания, – говорит Гайни Карисова. – И, к сожалению, их количество, в сравнении с 2021 годом, возросло на 40%. Если еще три года назад семейные конфликты можно было списать на пандемию, то теперь объяснить, почему нет снижения, мы не можем. Одна из причин бытового насилия – совместное употребление алкоголя родителями, другая – отсутствие занятости. Из этой проблемы, как следствие, вытекает другая – дети, оставшиеся без присмотра.
Роль центров поддержки
Остается необходимость в центрах поддержки детей и женщин. Там помогут решить вопросы с документами, окажут социальную помощь. В таких центрах, как правило, работают квалифицированные психологи и юристы. Женщинам и подросткам, попавшим в сложную ситуацию, окажут содействие си с трудоустройством, если необходимо, то и обучением.
Более того, отмечает Гайни Карисова, центры помогают и многодетным матерям стать более самостоятельными и перестать быть иждивенцами.
– Зачастую многодетные женщины имеют низкий уровень образования – 9 или в лучшем случае 11 классов, – рассказывает она. – Поэтому сегодня большое внимание уделяется их обучению. Проводятся профессиональные краткосрочные курсы для дальнейшего трудоустройства, что могло бы им дать экономическую свободу от мужчин.
В области проживают порядка 14 тысяч многодетных женщин, и около 10 тысяч из них задействованы в центрах поддержки.
Самал АХМЕТОВА
Коллаж Натальи РОМАНОВСКОЙ