Многие из наших читателей, наверное, помнят художественные фильмы из детства об угнетенных представительницах Востока, и как они раскрепощались благодаря советской власти – снимали паранджу, шли учиться и работать. Основная суть этих фильмов состояла в том, что забитые своими родителями, мужьями, многочисленными родственниками девочки, девушки и женщины начинали отстаивать свои права, постепенно эмансипировались.
Иллюстративное фото: vhijabe.ru
Примерно в те же годы в европейских странах на площади тоже выходили женщины, борясь за свои интересы. Так родился праздник 8 Марта, который сегодня большинством воспринимается как день, когда дамам оказываются особое внимание и почет.
А между тем у нас еще есть те порабощенные безмолвные «женщины Востока». С одной из них побеседовала корреспондент «ИК».
Зарине Ибраевой – 33 года (настоящую фамилию она не пожелала назвать). Живет она не в далеком ауле, а в Жезказгане. Скромная, тихая, глубоко религиозная. Будучи верной женой, она не перечила мужу ни в чем и беспрекословно от традиционного ислама перешла в салафизм. Однако сама она точного определения этому направлению дать не может и даже не знает, в чем состоит его суть. Более того, Зарина не знает арабский – для совершения намаза она просто выучила на слух строчки из Корана. Насколько эти слова соответствуют молитве, она понятия не имеет, хотя, по словам знающих людей, у всех пяти намазов есть не только свои наименования, но и определенное содержание.
– В религию пришла в юности, хотя родители до сих пор светские люди. Я же стала общаться с верующими девушками и последовала за ними. После окончания школы встретила своего будущего мужа, который тоже был религиозным, а его родители так же, как и мои, живут современными реалиями. После замужества я уже не помышляла об учебе и работе. Жила только домом и семьей. Потом родились дети. Вся моя жизнь крутилась возле кастрюль, казанов, стирки и уборки, – рассказывает З. Ибраева.
Постепенно у нее исчезли подруги, рядом остались только муж и его многочисленная родня. Мечеть Зарина тоже не посещала, так как в салафизме такое среди женщин не приветствуется, туда ходят только мужчины.
Так и жила, изо дня в день повторяя непонятные арабские слова. Она и сейчас считает, что Абу Ханифа это не имя богослова, а название направления традиционного ислама. На самом же деле правовед и теолог Абу Ханифа основал ханафитский мазхаб, который по сей день является одной из самых распространенных каноничных правовых школ в суннитском исламе.
– Я настолько ушла в бытовые проблемы, что даже не заметила, что мой муж живет своей жизнью, а у него, как позже оказалось, она была яркой. Мне он давно уже не уделял внимания, ничего не дарил, относился, как к прислуге. Как-то попросила его разрешения, чтобы пойти учиться, но супруг запретил. Сказал, что у меня нет времени на такую блажь. А потом он привел в дом вторую жену, – вспоминает женщина.
И это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Зарина, конечно, понятия не имела, что настоящий мусульманин, перед тем как привести в дом новую жену, должен спросить разрешения у старшей. Кроме того, мужчина должен равноценно обеспечивать все свои семьи. Говорить о том, что Казахстан – светское государство и официально у нас запрещено многоженство, вообще не приходится.
Зарине стало обидно. Она собрала детей и ушла к маме. Потом был суд, потому что бывший муж уклонялся от алиментов. К тому времени вторая жена уже родила двоих детей и тоже живет затворницей. А нашей собеседнице помогли профессиональные теологи, которые посоветовали молодой женщине для начала получить образование и трудоустроиться.
– Сейчас я зарегистрировалась как безработная в центре занятости. Теперь подумываю пойти на курсы. В колледж уже не поступлю, потому что возраст не тот, а вот на курсы с удовольствием бы прошла. Хочу работать и зарабатывать, чтобы у меня были собственные средства на жизнь. Я поняла: нет ничего хуже того, когда ты зависима от кого-либо. Пока с детьми живем у родителей, но как только полноценно трудоустроюсь, будем жить отдельно, – говорит она.
В нашем разговоре Зарина Ибраева особую роль отводит специалистам управления по делам религии и местным богословам, которые делятся с женщиной полезной информацией, рассказывают ей о настоящих традициях ислама, правовых школах, выдают нужную литературу. Очень много за последнее время она узнала и о своих правах как женщина и мать. Теперь понимает, что в век информационных технологий жить понятиями и категориями, которые существовали столетие, а то и два назад, совершенно неправильно. Поэтому очень важно получать знания, к чему теперь стремится Зарина Ибраева, живущая в XXI веке.
Самал АХМЕТОВА