На премьере спектакля «Айналайын» Карагандинского областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина зрители не скрывали слез. Оказалось, что достаточно часа с небольшим для полной переоценки семейных и личностных ценностей.
Драму по пьесе таджикского режиссера, писателя, драматурга Барзу Абдуразакова «Здравствуй, мама!» поставил художественный руководитель театра Айдын Салбанов.
Сама постановка, по сути, – театр двух актеров, которые рассказывают историю телефонного разговора матери с сыном. Она – пожилая женщина, он – большой начальник, живущий в другом городе. С головой погрузившись в дела, он давно не переступал порог отчего дома, в котором витают одиночество и тоска. Пытаясь заполнить душевную пустоту, мама звонит сыну на работу, чтобы поделиться важными, на ее взгляд, событиями. Желая показать, что не предается унынию, сыплет шутками. Со словами: «Давай сыграем в «черный ящик». Угадай, что это у меня шумит?», включает недавно купленный фен или ошарашивает новостью о том, что в доме завелись тараканы. Когда же сын резонно замечает, что в первый раз видит человека, который радуется этому, объясняет, что это означает наступление весны, когда пробуждается все живое. Его эти пустые излияния отвлекают, мешают сосредоточиться на работе. Он грубо обрывает самого родного человека, ссылаясь на то, что вот-вот начнется совещание. И клятвенно заверяет, что обязательно позвонит сам, но так и не сдержал данного слова.
Но материнская любовь – искренняя, беззаветная, нежная – побеждает сыновний эгоизм. Он начинает понимать ее желание слышать родной голос, и уже рука сама тянется к телефонной трубке. Так на глазах зрителей происходит плавный переход от частного к общему, от мелочей к важному.
Постановка не требует сложных декораций. Сцена малого зала условно поделена на две равные части, выхваченные светом прожекторов. Они расположены параллельно, но являют два совершенно разных мира. Один – родительская квартира, где, пожалуй, главенствует обычная прикроватная тумбочка. На ней расположились обыденные, на первый взгляд, предметы: пузырьки с лекарствами, будильник и телефон. Но что это, как не боль материнского сердца, бесцельно потраченное время и хрупкая нить, связывающая два города? Вторая – рабочий кабинет, в котором вершатся большие дела, заставляющие нас забывать о самом важном. Все это обрамляет черная одежда сцены. Она как символ душевной пустоты, и речь идет не только о героях драмы. Наверняка и зрители, которым не чуждо происходящее перед ними, однажды испытывали ее.
Кроме того, Айдын Салбанов привнес в спектакль свою изюминку. Между диалогами матери и сына на сцену поднимаются молодые люди. В их словах нет высокопарности, им не нужен сценический костюм – это самая что ни на есть реальная жизнь.
– Это пьеса не только об отношениях матери с сыном. На месте главных героев могут быть отец и дочь, братья и сестры. Главное – внимание, которого нам так не хватает в XXI веке, особенно во время пандемии. Простой вопрос: «Как дела, здоровье?» способен согреть любую душу. Дополнительные персонажи выступают примером того, что каждый имеет право на счастье, – объяснил он.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО