ДомойНовостиКультураЯркие краски весны

Яркие краски весны

Наурыз начинают встречать заблаговременно. К примеру, 14 марта отмечали көрісу — в древние времена в этот день принято было заходить друг к другу домой поздороваться, а также убедиться, что все благополучно пережили суровую зиму. Атмосферу праздника можно прочувствовать и в Карагандинском областном музее изобразительного искусства, где открылась выставка.

Ее открытие совместили с праздничным мероприятием «Армысың, Әз-Наурыз!» для учеников общеобразовательной школы № 36. В шоу-программу вошли как народные игры и танцы, так и складывание оригами в виде тюльпана, являющегося одним из символов весеннего обновления.

Юным участникам напомнили о значении национального праздника, подробно рассказали о традициях и обычаях, истории и символике Наурыза. Кроме того, провели небольшой мастер-класс, где школьники при помощи аппликаций пытались воспроизвести свое видение картины «Тойбастар» темиртауского художника Куата Аскарова.

— Это наиболее подходящая для таких интерактивных игр многофигурная композиция, в которой есть все элементы действия казахских народных празднований, — рассказывает главный хранитель Дамели Кадыркулова.

На одном полотне на фоне дружелюбной степи во всех красках изображен казахский той: здесь национальные виды спорта и игры, такие как қазақ күресі, аударыспақ, көкпар, благополучно прибывший караван, любимые развлечения молодежи — асық и алтыбақан, а центр композиции отведен юрте. Что касается самой выставки, то она создана из фондов музея, и в ней представлено более 100 экспонатов. Их особенность — во временном разнообразии. К примеру, здесь можно полюбоваться ювелирными украшениями из белого металла, датируемыми концом XIX и началом ХХ веков. Каждый из них собран в разных уголках Казахстана. Например, шолпы — красивая подвеска в виде нанизанных друг на друга медальонов, ее вплетали в свои косы казахские красавицы, а также кольца в комплекте были найдены на юге страны, женские накладки для пояса и серьги — из Северного Казахстана, комплекты браслетов с национальным орнаментом поступили в фонд музея из Бухаржырауского района в восьмидесятых годах.

— На выставке также присутствуют изделия из войлока. Создательница пяти войлочных композиций Людмила Бойкова, наша карагандинская художница, рано ушла из жизни. Эти работы были переданы нам безвозмездно семьей Людмилы Васильевны в прошлом году. Они были созданы в восьмидесятые и девяностые годы, олицетворяют сакральную степь Сарыарки, — добавила Д. Кадыркулова.

С ними рядом соседствуют картины современных художников, что, безусловно, доказывает актуальность национальной тематики во все времена. Многие из этих работ выставляются в свет впервые.

— Очень отрадно, что художники не только пятидесятых и 2000-х годов обращались к теме Наурыза, она остается популярной и среди молодежи в наши дни. Все они написаны в разных стилях. «Ярмарка «Коянды» алматинского художника Искакбека Серикжана написана в жанре реализма, а картина, репрезентирующая в искусстве знаменитый кюй Таттимбета «Көкейкесті», создана в направлении модернизма, — отметила главный хранитель.

Многие работы привезли в музей из экспедиций, проведенных по районам Карагандинской области еще до пандемии. Это тұскиіз, выполненные в первой половине двадцатого столетия. Рядом с ними висит огромный панорамный гобелен «Танец дружбы». У самого входа ценителей искусства встречает поистине впечатляющая работа «Кочевники» знаменитого художника Алпысбая Казгулова. Музей приобрел ее в 2020 году. Картина невольно притягивает взгляд контрастом цветов и искусным исполнением.

Самый неизменный атрибут празднования Наурыза в музее изобразительного искусства, который остается нетронутым из года в год, — это юрта, символизирующая дом и очаг.

Сымбат АКИМХАНОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяПой, домбра!
Следующая статьяОбойти европейский дуэт
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные