ДомойНовостиЭкономикаУтильсбор в Казахстане снизят на 50%

Утильсбор в Казахстане снизят на 50%

Уменьшение ставки на утилизацию транспортных средств отразится на отечественном автопроме и вторичном рынке машин в целом.

Размер обязательного утилизационного сбора на ввозимый транспорт в нашу страну не раз становился предметом споров и дискуссий. Одни предлагали его снизить, другие и вовсе обнулить. Однако отменить совсем утильсбор нельзя, ведь это приведет к дискредитированию машиностроения, и, как следствие, в Казахстан начнут завозить «автохлам». Об этом рассказал первый заместитель Премьер-министра РК Роман Скляр.

Уровень стимулирования, по его словам, позволил снизить на 50% ставку утильсбора на все виды автомобильного транспорта и сельхозтехники.

Напомним, утильсбор в Казахстане был введен в 2016 году для защиты внутреннего рынка и привлечения крупных иностранных инвесторов. Об этом еще раз напомнил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев в ходе брифинга на площадке СЦК.

— Существует миф, что утильсбор введен для прямой поддержки автопрома. Якобы из аккумулируемых средств выплачиваются некие субсидии отечественным заводам. Это неправда. Деньги, которые получают производители, в действительности являются их же собственными средствами, ранее выплаченными в качестве утилизационной пошлины. Это требование ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но затем уплаченные деньги он получает обратно. Это сделано для того, чтобы цена автомобиля, произведенного в стране, не увеличилась для потребителя,- пояснил М. Карабаев.

Что касается самого процесса утилизации машин, то в 2017 году именно в Карагандинской области был открыт первый в Центральной Азии завод по данному направлению «Recycling Company».

Из старых авто на заводе получают пластик, металл, печное топливо. Уникальный не только для региона, но и для всей страны проект с каждым годом увеличивает объемы производства, оставаясь единственным в стране. Только в 2021 году здесь утилизировали 55 854 легковых авто, произведено лома черных металлов 45 000 тонн, печного топлива — 473 тонны, выплавлено алюминиевых сплавов 2000 тонн.

Прием отслужившего свое транспорта осуществляется по двум направлениям — выкуп и скидочный сертификат, благодаря которым владельцы могут погасить часть стоимости нового автомобиля казахстанского производства. Последние, кстати, все больше становятся популярными у наших граждан. Сегодня в республике реализуются проекты по производству автомобилей таких брендов, как Hyundai, Chevrolet, KIA и JAC, компонентов «КамАЗ», тракторов марки «Кировец» и сельхозтехники мирового бренда «CLAAS». Казахстанские предприятия производят автотранспорт крупноузловым и мелкоузловым способами. По мнению Марата Карабаева, отечественный автопром сегодня развивается очень хорошо.

— Когда говорят, что у нас нет автопрома, а лишь занимаются «прикручиванием» колес, это в корне неправильно, — заявил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК.

Отрасль автомобилестроения условно можно разделить на три этапа.

Первый — крупноузловая сборка, второй — мелкоузловая и третий этап — выпуск запчастей. За прошедшие 10 лет в Казахстане полностью освоили крупноузловую, при которой выполняется 50-100 операций. Сейчас переходят к сборке мелкого узла, а это уже сварка, покраска, сборка кузова, его гибка, в целом более тысячи операций.

— Специалисты, которые заняты в производстве, являются гражданами нашей страны. Это формирующийся инженерный потенциал нашей страны. С учетом сервисных услуг трудятся 14,5 тысячи человек. Они получают высокую зарплату, котируются как высокотехнологичные специалисты, — отметил М. Карабаев.

Со временем, уверен вице-министр индустрии и инфраструктурного развития, Казахстан начнет выпускать собственный отечественный бренд авто. И большая ставка в этом вопросе сегодня делается на молодых специалистов.

Пока казахстанцы пребывают в ожидании машин отечественного бренда, государство изменило условия льготного автокредитования на покупку транспортного средства, произведенного в стране. Годовая ставка 4% и срок кредитования 7 лет остались прежними. А вот первоначальный взнос теперь исключен.

По прогнозам, около 71 тысячи наших граждан смогут приобрести новые, а самое главное — соответствующие экологическим стандартам автомобили по доступной цене.

Надежда АЗАРОВА

Похожие статьи

Лента новостей