ДомойГлавные новостиПокупая товар, требуйте сертификат качества

Покупая товар, требуйте сертификат качества

Только за январь в департамент по защите прав потребителей поступило 239 жалоб от жителей региона. Большая часть из них касалась розничной торговли — 101 обращение и бытовых услуг — 87. Суммы ущерба составляют от нескольких тысяч до нескольких миллионов тенге.

По мнению руководителя департамента Алии Кулагиной, наши земляки более информированы и всегда готовы отстаивать свои права даже в суде. Каждый день в ведомство поступают звонки с просьбой о консультации или приходят посетители, чтобы написать претензию продавцу.

— Раньше я работала в Павлодарской области и хотела бы заметить, что там подают меньше жалоб. Если взять период за 9 месяцев моей работы в том регионе, то поступило 400 обращений. В Карагандинской области за то же время было 2000 жалоб. Здесь живут активные люди, готовые всегда следовать букве закона, — отмечает А. Кулагина.

Консультируя граждан, специалисты департамента сразу же напоминают, что ответ на претензию человека, купившего товар и оставшегося им недовольным, согласно законодательству, должен быть предоставлен в течение 10 календарных дней. Если по истечении данного срока покупатель все-таки не получит никакой информации от продавца, то представители департамента выезжают с проверкой в магазин или компанию.

Помимо отсутствия ответа на претензию, право на проверку департамент имеет также в случае непредставления информации о товаре или продавце и, конечно же, при покупке некачественного товара.

Но есть самое главное, о чем всегда следует помнить потребителю, — это сертификат, гарантирующий это качество. Его, по словам Алии Кулагиной, необходимо требовать всегда и везде.

— Очень часто нам звонят с жалобами о том, что им продали товар, который либо сразу же пришел в негодность, либо не соответствует стоимости. Наши специалисты в таких случаях сразу же предлагают гражданам запросить в магазине сертификат качества. Реализаторы обязаны его предъявлять, в противном случае они выступают нарушителями закона. Наказание может следовать вплоть до прекращения деятельности субъекта бизнеса. К сожалению, потребители не всегда осведомлены о существовании такого документа, что и дает возможность некоторым предпринимателям вести не совсем честную реализацию продукции, — говорит она.

Помимо консультативной помощи, сотрудники департамента также выступают в суде как третьи лица. Но, как правило, до судебных разбирательств дело доходит нечасто, а если иски и поданы, то не всегда выигрывают потребители. Поэтому Алия Кулагина советует в спорных случаях обращаться за помощью к адвокату.

Чаще всего претензии регулируются на начальной стадии разбирательств. И результаты бывают самыми неожиданными.

Так, например, в департаменте рассказали об обращении карагандинца, купившего телевизор, который вскоре сгорел. Обычно в таких случаях, несмотря на гарантийный срок, продавцы и специалисты сервисных услуг стараются развести руками и в лучшем случае посоветовать купить другой. Здесь же была примерно такая же ситуация, но покупатель стал требовать возврата средств по гарантии. В магазине же предложили обменять телевизор на идентичный с доплатой в несколько десятков тысяч тенге. Потребитель обратился за защитой в госорган, и на следующий день без доплаты ему выдали новую бытовую технику. Но этот случай скорее исключение из нормы, считают в ведомстве.

Другой пример касался туристического агентства, в котором житель региона приобрел путевку и сделал предоплату. А потом передумал отдыхать. В компании на требования вернуть средства клиента стали «волокитить», и гражданин обратился за отстаиванием своих прав в департамент. Деньги он вскоре получил обратно.

— За прошлый год у нас было свыше трех тысяч жалоб, и многие потребители выставляли суммы ущерба на 2-3 млн тенге. С одной стороны, в этом случае можно порадоваться за благосостояние земляков, но, с другой, заказывая бытовые услуги или покупая товар, надо быть более внимательными, — подчеркивает А. Кулагина.

И, наконец, самый удивительный случай из жизни потребителя, когда женщина, купившая детскую одежду, решила поменять ее, так как не угадала с размером. Для совершения обмена продавец попросила у нее удостоверение личности. Законодательно же нет такого основания, ведь когда мы приобретаем товар, то не требуем  паспортные данные предпринимателя.

А потом многие из нас удивляются, откуда у мошенников есть вся информация. То же самое касается банковских и гостиничных услуг, при получении которых мы также оставляем копии удостоверений личности. Но это уже тема для других публикаций.

Самал АХМЕТОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяУтильсбор в Казахстане снизят на 50%
Следующая статья26 февраля
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные