Существует поверье, что свадебный кортеж обязательно должен проехать семь мостов. Тогда будет молодым счастье. «В Караганде их гораздо меньше», – скажете вы. Отвечаем, у нас их 15!
15-я магистраль
Что мы знаем о них
Разница между мостом и путепроводом в том, что мост – это искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро или любое другое водное препятствие. А путепровод – это один из видов сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой, оврагом, ущельем или иным естественным или искусственным препятствием, кроме водотоков. В Караганде все путепроводы находятся над железной дорогой.
“Бухар-жырау” на пересечении ул. Ермекова – пр. Бухар-жырау
Интересно, что мосты являются одним из древнейших инженерных изобретений. Есть версии, что их придумали раньше, чем колесо. Прототип современного моста – дерево, упавшее поперек ручья. Так когда-то природа сама подсказала человеку, как сооружать переправы с одного берега на другой. Потом появились веревки, стволы связывались, мосты расширялись. Дело дошло и до каменных сооружений. Некоторые из них сохранились и по сей день как памятники истории, архитектуры и инженерной мысли. Например, Караванный мост в турецком Измире, которому около трех тысяч лет.
В родные пенаты
В Караганде многим первыми на ум приходят «горбатый» мост (по ул. Гоголя) и тот, что соединяет Новый город с Юго-Востоком по проспекту Бухар-жырау (возле вокзала). Но это, кстати, путепроводы, как и еще десять других, а мостов у нас всего три (см. таблицу).
Самым первым был построен путепровод, что в народе прозвали «горбатым», по улице Гоголя в 1960 году. В тот же год появился путепровод «Транспортный цех». Третьим, в 1968 году, – «ДСК». Потом все остальные. Последним, в 1987 году, – «Алматы – Астана-1».
“ДСК” пр. С. Сейфулина с выездом на трассу в пос. Актас.
«Так что же с традицией о семи мостах?» – спросите вы. Говорят, что родом она из Санкт-Петербурга: ведь его по праву можно считать городом мостов. Более того, у каждого моста, по которому должен проехать свадебный кортеж, есть свое магическое предназначение (см. таблицу).
То, что в шахтерской столице такие места имеются, мы с вами уже выяснили. Однако архивных данных о карагандинских мостах практически нет. История их возникновения доподлинно неизвестна. На паспортах улиц, в тех местах, где должны быть мосты и путепроводы, белые пятна, будто ластиком подтерли. Более того, даже в фотоархиве «Индустриалки» с почти 93-летней историей нет никаких снимков. Удивительно?
Все гораздо проще
Все мосты и путепроводы находятся на балансе отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Караганды. Заместитель его руководителя Григорий Ботнарь объяснил, что паспорта улиц не содержат никакой информации о мостах, так как они являются отдельной конструкцией и не могут быть оформлены по кадастровой карте ввиду наложения участков.
– На сегодня у нас есть только нормативные данные – протяженность, ширина, в каком году построены и так далее, – пояснил Григорий Ботнарь.
“Гоголевский” на пересечении ул. Гоголя и пр. Н. Абдирова.
Кстати, он поделился, что в этом году будет произведен текущий ремонт трех путепроводов – по Гоголя, Бухар-жырау и ДСК. На это выделено 80 миллионов тенге. Будут произведены работы по обустройству поперечных трещин, локальный ремонт бетонных конструкций, плит и т.д. Параллельно с этим есть и еще два свежих готовых проекта по капитальному ремонту путепровода по Архитектурной и «Транспортный цех». По ним уже получено заключение экспертизы, но средства еще не выделены, поэтому в этом году обновления ждать не стоит, а вот в следующем – возможно.
Смелые планы
Появится в Караганде и новый, 13-й путепровод через железную дорогу. Его строительство планировалось еще в 2021 году. Сейчас будет производиться корректировка большого и финансово затратного проекта, поэтому к реализации еще не приступили.
“Голубые пруды” на перекрестке трассы “Голубые пруды” – 7-я магистраль.
Кстати, ожидается и реконструкция путепровода по Бухар-жырау. Карагандинцы неоднократно задавались вопросом о том, что безопасно подняться и спуститься с него пешеходам или велосипедистам невозможно, так как ни с одной стороны нет пешеходных переходов, и человек просто оказывается в гуще транспортного потока, что чревато печальными последствиями.
Все дело в том, что мост и вправду не пешеходный:
– По заверению экспертов, он построен не по нормативам. Обычно в советское время они имели свои типовые проекты, а он будто построен хозспособом, – говорит Григорий Ботнарь. – И на тех участках, где якобы проходит пешеходный тротуар, на самом деле проложен коридор кабельной коммуникации, то есть для защиты проводов и других сетей.
“Федоровский” на пересечении ул. Ермекова – ул. Липетская
По его словам, даже если там сломается пассажирский автобус, выходить из него людям небезопасно. Этот вопрос неоднократно поднимался специалистами, и все заключения говорят о том, что реконструкция необходима. Возможно, что этот путепровод рано или поздно станет не только автомобильным, но и полноценно пешеходным.
А пока в отделе ЖКХ, ПТ и АД признаются, что о планах на будущее говорить сложно. Потому что ожидается корректировка генплана города. Последний раз она проводилась в начале двухтысячных годов. Тогда возникла первостепенная необходимость в строительстве развязок и путепроводов, а вот что будет в новом генплане – информации пока нет.
“Архитектурный” на одноименной улице.
Ну а вы теперь точно знаете, где в Караганде найти семь мостов, а вот можно ли по ним въехать в счастливую семейную жизнь, решать только вам!
Путепроводы Караганды:
- «Бухар-жырау» на пересечении ул. Ермекова –
пр. Бухар-жырау. - «Гоголевский» на пересечении ул. Гоголя
и пр. Н. Абдирова. - «ДСК» по пр. С. Сейфуллина с выездом на трассу в поселок Актас.
- «Федоровский» на пересечении ул. Ермекова – ул. Липецкой.
- «ХМК – 7-я магистраль» в районе бывшей «Москвичевской станции».
- На перекрестке трассы «Голубые пруды» – 7-я магистраль.
- «Архитектурный» на одноименной улице.
- «Транспортный цех» по дороге, соединяющей Майкудук –
Пришахтинск. - «47 – 49» по 15-й магистрали на дороге, ведущей на городскую свалку.
- «Алматы – Астана-1».
- «Алматы – Астана-2» – 15-я магистраль на трассе сообщением
Алматы– Астана. - «Курьяновский» в районе путепровода «Архитектурный».
Мосты Караганды:
- На улице Чкалова через реку Букпа (напротив ресторана «Айса»).
- «Баженовский» по ул. Ермекова за ВАСС «Комир».
- На пересечении проспекта Бухар-жырау – ул. Приканальной.
Значение семи мостов:
Первый зовется «мостом прошлого». Проезжая по нему, молодожены должны проститься с тем, что было в холостой жизни. Сделать это можно как мысленно, так и написав на бумаге, которую следует сжечь, а пепел развеять на мосту.
Второй – «мост детства». Здесь важно вспомнить свои самые ранние годы и попрощаться с ними, ведь, возможно, молодые сами скоро станут воспитывать детей.
Третий – «мост будущего». Проезжая по нему, надо загадать желания, связанные с предстоящей семейной жизнью.
Четвертый – «мост судьбы». Говорят, что на нем можно выкинуть пустую коробочку от обручальных колец, которые молодожены только что надели. Тогда кольцам некуда будет вернуться, и брак будет крепким.
Пятый – «мост любви». По поверью, именно на нем надо повесить замок, а ключ выкинуть.
Шестой – «мост желаний». С него жениху и невесте можно запустить в небо связку воздушных шаров, при этом загадать одно желание на двоих.
И последний, седьмой – «мост гаданий». Желательно, чтобы он был над водой. На нем можно узнать, кто в новой семье будет главным. Для этого молодоженам надо кинуть по розе и перейти на другую сторону моста, чтобы посмотреть, чей цветок выплывет первым.
Наталья ФОМИНА
Фото Александра МАРЧЕНКО