Путь к инновациям

94

Уже с 2022 года планируется начать внедрение латинской графики в традиционное образование. А это означает, что всем нужно будет осваивать алфавит по-новому.

Специалисты ресурсного языкового центра при управлении по развитию языков Карагандинской области с 2018 года проводят методические занятия для жителей региона. Такая работа ведется для того, чтобы люди разных слоев населения быстрее привыкли к новой графике и в дальнейшем им обучаться было легче.

Немалое внимание уделяется и новым, актуальным методикам обучения. Так, ресурсный центр провел областной конкурс имени Ахмета Байтурсынова «Үздік әдістеме» в рамках 30-летия Независимости Казахстана.

— У конкурса были различные цели. Одна из них — убрать страх людей перед новым, сделать обучение как можно проще и интереснее, ведь мы учим не новому языку, а новой графике. Стремимся также избежать безграмотности жителей, сделать так, чтобы люди и читали быстро, и писали грамотно. Для этого необходимо сформировать подходящие под разную аудиторию методики преподавания. Среди конкурсантов были приверженцы традиционного формата обучения. Они использовали различные карточки, игры по группам, мы выходили к доске и писали. Были также те, кто использовал разные обучающие площадки. Таким образом, участники сами могли обменяться опытом, различными техниками и новыми платформами, — рассказала директор центра «Qaz Лингва» Гульназ Мустагулова.

Состязание состояло из трех этапов. На первом участники должны были отправить свое портфолио и видеопрезентацию 15-минутного урока собственной разработки по различным правилам правописания на латинской графике. Во втором туре отобрали шесть кандидатов с наилучшими обучающими методиками. На третьем, завершающем этапе участники защищали свои видеоуроки.

Портфолио и видеопрезентации оценивали по грамотному оформлению материалов, наличию собственной уникальной структуры ознакомительной модели, четкой и логически правильной структуре информации и общей привлекательности дизайна. В конкурсе приняли участие 11 человек, из них семь, по оценкам жюри, прошли отборочный тур и представили свою методику.

Конкурсантов оценивали председатель жюри — ассоциированный профессор кафедры казахского языкознания Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, член Орфографической рабочей группы при Национальной комиссии Мархаба Турсынова, заведующая кафедрой практического казахского языка КарУ, кандидат филологических наук Бакыт Айтбаева, сертифицированные тренеры по внедрению латинской графики в казахскую письменность Гульназ Мустагулова, победительница областного конкурса «Үздік әдістеме» 2020 года Береке Жарылгапова, а также директор общеобразовательной средней школы № 6 Караганды Муратбек Сулейменов.

По итогам конкурса обладательницей третьего места стала методист отдела культуры и развития языков Осакаровского района Райхан Балтабаева. Второе место получила преподаватель центра развития языков Сарани Бакыт Нукич. Учитель казахского языка гимназии имени аль-Фараби областного центра Асель Тоимбекова стала победительницей областного конкурса.

— Я начала обучать навыкам чтения и письма на латинской графике еще во время работы в учебно-методическом центре «Бастау» города Шахтинска. Участие в различных конкурсах и семинарах помогло усовершенствовать знания и расширить опыт, — поделилась Асель Тоимбекова, которая посвятила 11 лет своей жизни сфере образования. — Считаю, что новая графика — это путь к инновациям, который поможет нашей стране развиваться как духовно, так и в плане знаний.

Сымбат АКИМХАНОВА