ДомойНовостиРегионыЛегенды Домбауыла

Легенды Домбауыла

Домбауыл — одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенных еще в доисламский период. Взгляды ученых по поводу предназначения и даты его постройки расходятся. Распространено мнение, что это ритуальный мемориал, связанный с тенгрианством.

Архитектура монумента красноречиво говорит о том, что это дозолотоордынское сооружение. Оно не имеет никакого отношения к исламу, и в этом отличие Домбауыла от других известных мавзолеев в долине — Жошы-хана и Алаша-хана. По мнению историков, это ритуальное сооружение, связанное с тенгрианством. Сравнивая его с фотографией памятника Козы Корпеш и Баян Сулу, становится очевидным, что они очень похожи, разве что Домбауыл ниже и немного шире. Памятник представляет собой конусообразное сооружение высотой около шести метров, сложенное из каменных плит на глиняном растворе. Такое сооружение называют «дын» или «уйтас». Дын — это разновидность зодчества доисламского периода. Дыны напоминают юрту, стены которой выложены из камня.

Данный мавзолей примечателен тем, что является одним из самых древних монументальных сооружений Центрального Казахстана.

Мерген и музыкант

Существует несколько легенд касательно того, кому принадлежит мазар. Некоторые считают, что Домбауыл был придворным музыкантом Чингисхана, другие, что он был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которого погиб Жошы-хан. Есть версия о музыканте-кобызисте, чье имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме».

В информации на табличке, установленной рядом с памятником, сообщается, что это «…каменное сооружение огузо-кипчакского времени, датируемое VIII-X веками. Согласно легенде, Домбауыл был музыкантом или воином-стрелком. Первое упоминание о нем встречается в статье Чокана Валиханова «О киргиз-кайсацких могилах (молах) и древностях вообще…»

Созвучное вышеупомянутым легендам сказание гласит следующее. Домбауыл-аулие вместе с соплеменниками кочевал по долине реки Каракенгир вместе с верным другом Дуа-сокыр. Оба они очень любили охоту. Но у Домбауыла было еще одно увлечение — по вечерам он прекрасно играл на кобызе, при звуках его чудесных мелодий все вокруг замирало — и весенняя степь в огненно-алых тюльпанах и маках, и ковыль бескрайних просторов, и даже белоснежное покрытие степи в суровые зимы.

Домбауыл, по преданию, был современником и продолжателем идей знаменитого Коркыт-ата — основателя духовной философии древних тюрков, создавшего первый музыкальный инструмент в степи — кобыз. Побывав в Улытау, Чокан Валиханов, со слов старейшин, сделал в своей тетради запись: «Домбауыл из рода кият был не только меткий стрелок из лука, но и виртуозный кюйши, который в первозданном виде играл на своем кобызе мелодии Коркыта».

Родовое сказание

Существует и другая легенда — романтического характера. Была у хана Алтынбеля красавица-дочь. Она была настолько красива, что не хотел хан показывать ее даже солнечному свету, поэтому сидела девушка взаперти с приставленными к ней служанками. Однажды прекрасная ханша захотела узнать, что там за стенами, и спросила об этом своих помощниц. Одна из них ответила: «Как, Вы не знаете? Там, на недосягаемой высоте, держась невидимыми руками за облака, есть ослепительное Солнце, дарящее жизнь Земле!»

Красавица стала просить показать ей Солнце, которое она никогда не видела. Яркий солнечный луч через открытое окно тотчас очутился в комнате и… произошло чудо. Узнав о беременности дочери от солнечного света, хан повелел построить закрытую лодку, посадить в нее красавицу-принцессу с ее служанкой и спустить по реке. Ханская воля была исполнена.

День и ночь, еще день плыла лодка по реке Каракенгир, и ее заметил охотившийся там Дуа-сокыр. Позвав друга Домбауыла, он предложил: «Давай вытащим лодку и разделим — что снаружи мне, а то, что внутри, — тебе».

Домбауыл согласился. Когда таинственная лодка приблизилась к берегу, Домбауыл, натянув стрелу лука, спросил товарища: «Как мне стрелять? Кыйа атайынба, кесе атайын ба?» (стрелять так, чтобы стрела только задела край лодки или чтобы рассекла ее?)

Дуа-сокыр ответил: «Кыйа ат!» (Стреляй так, чтобы стрела задела край).

Домбауыл-мерген выстрелил, стрела срезала крышку лодки, и на берег вышла красавица.

По уговору, золотая лодка досталась Дуа-сокыру, а принцесса стала женой Домбауыл-мергена, который полюбил ее с первого взгляда. Вот почему потомки Домбауыла называются кият.

Вначале принцесса просила Домбауыла не жениться до тех пор, пока она не родит своего первенца. Однако он так любил свою суженую и ее будущего ребенка, что не хотел ждать. Ханша стала матерью, она родила сына от Солнца, которого нарекли Дуюн-Баян, и двух сыновей от Домбауыла — Бодонжара и Кагыржара. И пошел род кият, родоначальником которого был Домбауыл.

Говорят историки

Культовый памятник Домбауыл считается самым древним сооружением Центрального Казахстана: он построен еще в эпоху владычества гуннов и был предназначен для совершения обрядов.

Шестиметровый мавзолей создан из камня-плитняка на глиняном растворе — такие каменные надгробные сооружения были широко распространены в Центральном Казахстане. Внешний вид Домбауыла подобен юрте, внутреннее помещение имеет форму трапеции, вход направлен на восток.

В 1947 году его исследовала археологическая экспедиция Академии наук КазССР, которой руководил Алькей Маргулан. Домбауыл сохранился в хорошем состоянии — лишь небольшая часть строения со временем разрушилась, но в 1974 году здесь провели реставрацию: восстановили углы мавзолея и входной проем, заново вымостили каменный пол и укрепили фундамент.

В 1982 году мавзолей вошел в список памятников истории и культуры КазССР и был взят под охрану государства. Сейчас он является памятником республиканского значения.

В 2019 году в Жезказгане был проведен международный фестиваль музеев. Его участниками стали представители Китая, Узбекистана, России, Турции и Монголии, известные гиды и экскурсоводы страны. Говоря о материальном и нематериальном культурном наследии Улытау, почетный гость мероприятия, депутат Мажилиса Парламента РК Берик Абдыгалиулы отметил, что через легенды и сказания интереснее познавать историю казахского народа. В Казахстане много интересных мест — родники, горы, с которыми связаны истории, на которые «идут» туристы. Как раз такие места было решено популяризировать и приравнять к памятникам культуры и истории.

В Казахстане около 200 сакральных мест республиканского и около 500 местного значения. Это, конечно, условное обозначение. Карагандинская область занимает одно из лидирующих мест по их количеству.

Только в Улытауском районе числится 6 памятников республиканского значения. Это мавзолеи Жошы-хана, Алаша-хана, Домбауыл, сам Улытау, Алтыншокы, Теректы. И Правительство всячески поддерживает развитие региона, об Улытау узнает все больше людей, есть много желающих посетить эти места, отметил Берик Абдыгалиулы. В будущем к их числу могут быть присоединены и более современные объекты — XIX века, начала XX столетия, связанные с определенными политическими событиями.

Юлия ПУЛИНА

Фото автора Жезкаган-Улытауский регион

Похожие статьи

Лента новостей