ДомойНовостиПолитикаСпрос строже - качество выше

Спрос строже — качество выше

Престиж педагога поднимается благодаря реформам и мерам соцподдержки

Более двух часов длилась встреча министра просвещения Асхата Аймагамбетова с жителями Карагандинской области. Директора учебных заведений, преподаватели, представители родительской общественности и неправительственных организаций, собравшиеся в зале Дома дружбы, задавали руководителю нового ведомства интересующие вопросы, а также вносили предложения по улучшению системы образования. Министр все вопросы записал и обещал рассмотреть.

Но вначале А. Аймагамбетов рассказал присутствующим о реформах, которые сейчас активно внедряются в системе образования. Так, проведена достаточно серьезная работа по детским садам.

— Уровень охвата детей высокий, но на сегодня главной проблемой остается обеспечение качества услуг, — признался министр. — Вы видели в СМИ много случаев рукоприкладства и других нарушений прав детей. Поэтому мы сейчас говорим о принятии ряда системных решений и прежде всего — о возврате лицензирования. Здесь бояться не стоит, потому что эта система давно работает в отношении частных школ, колледжей, вузов. Только за последние три года количество частных школ увеличилось в несколько раз — это говорит о том, что ничего сложного в лицензировании как в механизме нет, поэтому мы собираемся вернуть его в систему дошкольного обучения.

На днях я собираюсь подписать приказ о правилах размещения госзаказа: все детские сады, получающие его, должны будут выполнять определенные требования. Это касается стопроцентного оснащения видеонаблюдением, выполнения пожарных и санитарных требований, обеспечения норматива по штатам и т.д. Сегодня во многих частных садах, где в том числе обнаружены факты рукоприкладства, мы видим, что в одной группе находятся по 50-60 детей 3-4-летнего возраста и на них приходится один воспитатель, иногда даже без соответствующей квалификации. Понятно, что даже у самого опытного сотрудника происходит выгорание, и как результат — такие негативные факты. Тогда как для государственных детсадов есть давно установленные нормативы — 25 детей на одну группу плюс нянечка, после обеда работает другой воспитатель. Поэтому нормативы должны соблюдать все дошкольные учреждения.

Кроме того, изменится система финансирования детсадов — она станет ваучерной: деньги будут получать на свой электронный счет родители и сами будут расплачиваться ими с детским садом. Пилотный проект сейчас завершается в Нур-Султане, в ближайшее время его запустят по всем регионам, а потом распространят на всю систему дошкольного воспитания.

Еще одно новшество — планируется уже в этом году создать единую очередь в детские сады по всей стране.

Озабочено министерство и повышением заработной платы воспитателям.

— Мы видим, что это направление подготовки будущих воспитателей не очень востребовано: раньше в вузах и колледжах на одно место претендовало несколько человек, сейчас — меньше одного. Это показывает нам, что необходимо улучшать соцпакет для сотрудников детсадов, — добавил министр.

В системе среднего образования ситуация лучше. Благодаря поддержке Президента был принят Закон «О статусе педагога», существенно выросли зарплаты, в следующем году также планируется их рост еще на 25%, что положительно влияет на престижность профессии. Если раньше на педагогику поступали выпускники школ, набравшие на ЕНТ 55 баллов, то сейчас средний бал поступающих составляет около 100. То есть педагогами хотят стать сильные абитуриенты, в том числе обладатели «Алтын белгі», что повлияет на уровень преподавания.

— До прошлого года педагогов готовили в 86 вузах страны, но качество их образования оставалось низким. Теперь выпускнику недостаточно иметь диплом об окончании вуза — ему для работы в школе необходимо пройти процедуру сертификации. Запущенная в пилотном проекте система показала, что меньше половины выпускников смогли набрать пороговый балл — они не могли ответить на элементарные вопросы школьного курса своего же предмета. Поэтому сертификацию мы ввели на постоянной основе, что дало возможность сократить количество вузов, готовящих педагогов, до 50 — у остальных 36 мы отобрали лицензии. Надеюсь, наши коллеги из нового министерства эту работу продолжат, чтобы только сильные вузы могли готовить педагогов, — рассказал А. Аймагамбетов.

Президентом поставлена задача решить по стране проблему трехсменных школ, аварийных зданий и в целом дефицита мест через строительство новых средних учебных заведений. По планам министерства, к 2025 году в Казахстане должна появиться тысяча новых зданий и около миллиона ученических мест. В прошлом году ввели в эксплуатацию 277 школ, в том числе частных, — это беспрецедентное количество для одного года. В этом году еще 225 школ планируется запустить в работу, но и этого пока недостаточно.

— Последние данные показывают, что за 10 лет количество школьников возросло почти на миллион, в этом учебном году школы посещали 3 млн 600 тысяч детей, — пояснил глава Министерства просвещения. — Кроме высокой рождаемости, есть еще урбанизация, миграционные процессы, а также уплотненная застройка без социальной инфраструктуры — все это приводит к необходимости трехсменного обучения из-за неправильного планирования. Сейчас мы готовим новые типовые проекты школ, так как выяснилось, что в уже разработанных документах не учитываются все потребности детей. В частности, в школе на 1200 мест запланирован всего один спортивный зал. Учитывая, что у нас увеличено количество часов физкультуры, этого абсолютно не хватает, и в итоге в одно время там занимается целая параллель, а то и несколько. То же касается школьных столовых, туалетов, оснащения кабинетов и т.д. Поэтому для новых школ будет утвержден единый проект.

Светлана СВИЧ

(Подробности читайте
в следующем номере газеты)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Предыдущая статьяМы за ценой не постоим?
Следующая статьяПоказатели для МСЭ
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные