(Окончание. Начало в номере от 2 ноября 2021 г.)
Обучать играя
Инновационные технологии в вузе (т.е. технологии, основанные на нововведениях) – это возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг. Поскольку традиционное обучение, ориентированное на достижение узкопрагматических целей, устарело, то в дальнейшем целесообразно осуществлять поиск новых путей и способов для духовного и профессионального совершенствования человека как ценности социума. Время требует необходимость поворота к следующим новым типам и формам организации образовательного процесса, для которого главным является формирование креативно мыслящей личности.
I. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Они уже прочно вошли в нашу жизнь. Их можно рассматривать как педагогический инструмент для развития эффективных и качественных образовательных услуг.
Сегодня только ИКТ позволят находить и получать новую информацию, формируют способы общения, учат критическому мышлению. Особенно широкое использование ИКТ получили при обучении иностранным языкам для коммуникативно-речевого и когнитивного развития обучаемых, развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний. Исследования показывают, что ИКТ дают возможность обучающимся заниматься в соответствии со своими возможностями, более активно участвовать в учебном процессе и анализировать.
II. Игровые методы обучения. С их помощью можно эффективно реализовать процесс коллективного принятия решений, в том числе в области инноваций. Инновационные игры представляют собой метод социоинженерной деятельности, с помощью которого достигаются результаты трех типов:
– содержательные – идеи, связанные с решением сложных, слабоструктурированных проблем и программ реализации проектов;
– социальные – консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;
– учебные – освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений.
В последнее время в профессиональном образовании активно применяется игровое имитационное моделирование. Данный метод представлен различными видами игр: аттестационные, организационно-деятельностные, рефлексивные. Они приводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыков самостоятельной работы обучающихся, усиления коммуникативных процессов в группе, выявления лидеров (командная игра). Для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.
В целом игровой метод позволяет глубже проработать управленческое решение, связанное с проведением изменений в организации, и четко его обосновать. Проект задает перспективу развития и является результатом усилий всех участников игры, в ходе которой несколько групп соревнуются за лучшее предложение. Игра ориентирует участников на выработку новых, нестандартных идей и подходов к их реализации.
III. Модульная система обучения. Ее цель – развитие самостоятельности обучающихся, индивидуальных способов работы с учебным материалом. Сочетание модулей обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе конкретного учебного материала для обучения и достижения дидактических и профессиональных целей. При модульном обучении меняется форма общения преподавателя и студента. Студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях, то есть процесс обучения становится максимально самостоятельным.
IV. Дистанционное обучение. По мнению специалистов, это целенаправленно организационный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий. Под технологией дистанционного обучения следует понимать совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Пандемия COVID-19 изменила образовательные процессы во всем мире. Глобальная пандемия выступила мощным катализатором процесса полного перехода казахстанских вузов на дистанционное обучение, которое до недавнего времени применялось частично: в рамках академической мобильности, для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В связи с обозначенной проблемой все без исключения педагоги, обучающиеся, сотрудники зашли в дистанционную систему управления с тем, чтобы принять новый формат образовательной политики.
Переход на дистанционное обучение оказался сопряжен с трудностями технического характера, обнажились проблемы инфраструктуры, а также слабого знания педагогами (гуманитарных направлений) IT-технологий. Полноценное образование с использованием дистанционных технологий оказалось возможным лишь при сочетании должного уровня качества контента с сервисом, в котором присутствуют удобная навигация между лекциями, ясная структура учебного процесса и бесперебойная трансляция учебных аудио- и видеоматериалов.
В целом анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволяет отметить характерные особенности, присущие данному обучению. В их числе – гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, интернациональность. В то же время дистанционное образование, «сочетающее традиционные и новейшие образовательные технологии», даже при превалирующих его достоинствах, индивидуализацией программ, мобильностью обучающихся, не сможет заменить фундаментальную форму образования. Но взаимоувязать вековечные каноны истинного образования с вызовами, непредвиденными обстоятельствами, умением реагировать на эти вызовы, выстроив модель беспрецедентного тандема, – задача представителей элитных университетов Казахстана.
V. Дуальное обучение. Это форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося.
В последние годы дуальная система образования находит широкое распространение в ряде европейских стран (Германия, Австрия, Голландия). В этих государствах она позволяет приобрести сумму теоретических и практических знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне в среднем звене современных производственных процессов. Философию дуальной системы профобразования можно коротко описать так: «Теория легче осваивается через практику и решение реальных профессиональных задач».
Дуальная система предусматривает практическое обучение на предприятии в течение 3-4 дней в неделю, остальное время предназначено для освоения теоретических знаний по специальности в профессиональной школе. Здесь молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику и т.д.)
Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, профучилища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Выпускники, успешно сдавшие экзамен, получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности (Лохманн Б., «Образование и инновации как факторы обеспечения конкурентоспособности народного хозяйства», Аль-Пари, 2013, № 3, с. 14-21).
В Казахстане Постановлением Правительства республики №1093 от 15 октября 2014 года утверждена Дорожная карта дуальной системы образования, предусматривающая создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке вузами и колледжами специалистов. В настоящее время в ряде вузов страны в учебном процессе применяются элементы дуального обучения на базе предприятий.
К неоспоримым преимуществам системы дуального обучения нужно отнести то, что она обеспечивает высокую долю трудоустройства выпускников, так как их квалификация максимально отвечает требованиям работодателей, а обучение максимально приближено к запросам производства.
Достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения, нести за них ответственность. Ученик рано адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальному поведению.
Работает принцип «от практики к теории», ученик работает не только с текстами и знаковыми системами, а с реальными, меняющимися производственными ситуациями.
Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней большую часть времени обучающийся проводит на рабочем месте, показывая свои трудовые возможности. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
VI. Непрерывное образование (Lifelong learning) как непрекращающаяся самостоятельная активность человека, мотивированного на собственное обучение, отличает современную эпоху. Появившись на рубеже ХХ и XXI веков, соответствующая концепция становится правилом для наших современников, желающих преуспеть в жизни.
Еще несколько десятков лет назад начинать или продолжать обучение в зрелом возрасте казалось нелепым. Сейчас же статистика преподносит такие факты: к примеру в США более 43% всех студентов оказываются старше этого показателя; 45% заняты учебой лишь частично, т.е. уже не рассматривают ее как самоцель и совмещают получение знаний с практикой. В некоторых регионах России около 50% выпускников вузов и до 64% выпускников колледжей меняют специальности сразу после того, как оканчивают учебное заведение. Мировые источники сообщают о том, что всего 4% трудоспособных жителей планеты работают по профессии, которую они получили изначально. Десятки профессий отмирают.
В настоящее время концепция непрерывного образования, которое человек получает в течение всей жизни (включая дошкольное, начальное, среднее, высшее, академическое, дополнительное и пр.), реализуется во всех развитых странах. При этом в зарубежных странах под непрерывностью подготовки понимается не эпизодическое переобучение работников в связи с устареванием их квалификации, а планируемый на основе прогнозов развития средств производства преемственный процесс систематического повышения квалификации и расширения ее объема по принципу перехода от менее сложных к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности (Наурызбаев М., Дзекунов В., Мейраманова А. и др., «Интеграция образования и науки как необходимое условие инновационного развития отечественной химической промышленности», Промышленность Казахстана, 2011, № 4 (67), с. 38).
Поскольку концепция непрерывного образования – это общемировой тренд, то в будущем весомое значение приобретает поручение Президента РК о разработке целой концепции, в которой предлагается предусмотреть активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков. Это может стать полноценным комплексом развития будущего интеллектуального потенциала страны.
VII. Развитие отечественного бизнес-образования. Его целью является устранение острого дефицита квалифицированных управленческих кадров, в первую очередь руководителей среднего и высшего звена управления. Бизнес-образование может стать важным фактором формирования в Казахстане нового типа хозяйственного мышления и поведения, подготовки современных кадров руководителей и аналитиков, способных, основываясь на мировом опыте, распространить и утвердить в стране передовые методы хозяйствования. Оно будет содействовать укреплению позиций и расширению социальной базы класса предпринимателей.
Развитие отечественного бизнес-образования, как и во всем мире, происходит под влиянием сдвигов в экономике страны, изменений во взаимосвязях и технологиях бизнеса, а также в уровне культуры, доходов и требований предпринимательского сообщества. Особого внимания заслуживает опыт создания в республике Международной бизнес-школы (IBS). Стратегической задачей IBS является подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере управления национальной экономикой, обладающих современными знаниями, навыками и умениями в различных секторах экономики, способных эффективно управлять компаниями на конкурентных рынках. IBS является своего рода лабораторией, в которой зарождаются новые формы обучения, деловых отношений, новые ресурсы управления бизнесом. Уникальность IBS основана на синтезе традиций классического университета и инновационных подходов в бизнес-образовании. Ее миссия – подготовка настоящих профессионалов бизнеса, эффективных и социально ответственных лидеров общества. Философия IBS заключается в содействии повышению конкурентоспособности страны путем предоставления, поддержки и развития качественного бизнес-образования.
IBS объединяет в учебном процессе практические и теоретические знания. Это помогает наиболее эффективно применить на деле принципы теории управления, полученные в процессе учебы. Системное осмысление международного опыта способствует развитию необходимых профессиональных навыков для того, чтобы после окончания IBS слушатели могли начать строить свою карьеру как состоявшиеся компетентные специалисты. Кроме основных базовых знаний, выпускники IBS получают навыки в сферах коммуникаций, управления человеческими ресурсами, финансов, продаж и маркетинга. В целом обобщение опыта функционирования IBS позволяет нам сделать вывод, что существенное отличие бизнес-образования от традиционной системы обучения заключается в следующем: здесь происходит не просто передача экономических знаний, а целенаправленная подготовка управленческих кадров нового типа, соответствующих требованиям и реалиям новой экономики – экономики знаний. Содержание каждой из программ бизнес-школы IBS постоянно обновляется, актуализируется в соответствии с современными условиями бизнес-среды. Этот фактор играет ключевую роль в обеспечении выпускников IBS карьерными перспективами и повышением уровня их профессиональной привлекательности для работодателя.
Помимо программ казахстанского диплома, IBS реализует также двойные программы – казахстанско-российские и казахстанско-швейцарские, после окончания которых слушатели имеют возможность получить сразу два диплома о послевузовском образовании. Кроме этого, слушатели магистратуры и докторантуры могут изучать профессиональные средне- и краткосрочные программы параллельно, тем самым подкрепив знания узконаправленными практическими навыками.
Внимание: коучинг
Данный термин был введен в бизнес-менеджмент в начале 80-х годов ХХ века английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать».
Но на самом деле это понятие включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта (Дамитов С.К., Сагадиева Г.К., Дусинов Ш.Е., «Международный менеджмент: Учебник», Алматы, 2012, с. 79-84):
Основная задача – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.
По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.
Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождения в поиске работы и т.п.
* * *
В современных условиях глобальный мегатренд – это повышение требований к человеческому капиталу и трансформация образования. Мобильный креативный человеческий капитал может и должен стать ключевым аспектом успеха любой экономики. Именно его качество обусловливает от 10% до 30% разницы в уровне ВВП на душу населения между странами. В связи с пандемией COVID-19 и началом рецессии в мировой экономике руководством РК поставлена задача повышения самодостаточности казахстанской экономики, которая возможна через построение новой структуры экономики. Должны измениться главные секторы отечественной экономики: промышленный, энергетический, сельскохозяйственный, сервисный.
Для эффективного построения новой структуры экономики Казахстана нужны в первую очередь высококвалифицированные специалисты, нацеленные на будущее. Их подготовку должны обеспечить отечественные вузы, прежде всего те, которые могут обучать студентов, привлекая их к актуальным научным исследованиям, предоставляя возможность прохождения практик и работы по профилю подготовки на передовых производствах республики. К сожалению, МОН РК необходимо признать, что нынешняя система высшего образования в республике является недоработанной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции.
Государству в ближайшее время надо провести чистку в вузах, посредством которой должны остаться на рынке образовательных услуг лишь конкурентоспособные. Это отметил Президент РК: «…Я поручил закрыть учебные заведения, занимающиеся «печатанием» дипломов. Работа идет трудно из-за сопротивления влиятельных лиц, вовлеченных в прибыльный образовательный бизнес. Но проблему нужно решить» («Казахстан в новой реальности: время действий». Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, Мысль, 2020, № 10, с.13).
Наше образование не должно быть только делом МОН, государства или частников, а должно быть и делом всего общества. Оно должно иметь свои узаконенные права на управление и контроль за образовательным процессом. Только тогда у него появится реальная ответственность за этот участок.
Рашит КАРЕНОВ,
академик, почетный работник образования РК