– Уважаемые пассажиры, предъявите карты для оплаты проезда! – с такими словами в салон автобуса № 30 заходит утром старший контролер ревизионной службы транспортного холдинга «ONAY!» Шуга Аубакирова. В ее руках специальное снаряжение – терминал. А также в распоряжении камера видеофиксации. С такой процедурой теперь на остановках в пути сталкиваются жители областного центра.
Фото gov.kz
Карта «ONAY!» как средство электронной оплаты не в диковинку в Казахстане. 1 октября 2015 года был запущен первый функционал. Он дал возможность приобретать поездки в рамках проекта «Автоматизированная система учета и оплаты проезда в общественном транспорте города Алматы (АСУОП)». С минувшего декабря картами «ONAY!» пользуются и пассажиры Караганды.
В городе действуют четыре вида карт. Это единая карта (проезд 80 тенге) и три льготные для определенных категорий граждан: социальная с бесплатным проездом (20 категорий получателей), карта «Пенсионер» (проезд 50 тенге), карта «Дети 7-15 лет» (проезд 40 тенге). До 1 декабря 2021 года данные льготные карты оформлялись бесплатно, теперь – по утвержденным тарифам. Обладателям социальных проездных билетов, а их в Караганде более 27 тысяч, нужно произвести обмен, сообщил заведующий сектором по оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан городского отдела занятости и социальных программ Акылбек Смаков.
Для получения льготной персонифицированной карты карагандинцам необходимо представить определенный пакет документов. Для всех трех видов льготных карт – фото и документ, удостоверяющий личность, с ИИН. Для социальной необходимо иметь наличие в реестре ГУ «Отдел занятости и социальной защиты города Караганды» или направление на получение соцкарты от этого учреждения, для карты «Пенсионер» – именной бумажный проездной билет или справку ГЦВП, в которой указан размер пенсии за последние несколько месяцев. Оформление производится в Центре обслуживания «ONAY!» по адресу: ул. Коммунальная, 3, или в пунктах оформления и выдачи льготных карт. Последних выдано по областному центру уже 100 тысяч, отметил директор ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы по Карагандинской области» Георгий Когай. Как известно, с 1 января 2022 года в городе прекратили действовать бумажные проездные билеты. Оплата проезда в общественном транспорте производится картой «ONAY!» либо наличными. Реализовано на данный момент 66 тысяч единых транспортных карт. Готова вся соответствующая инфраструктура, чтобы система полноценно действовала. Ежедневно проводится 90 тысяч транзакций.
Действуют восемь пунктов первичной регистрации льготных карт. Также в Караганде есть 90 точек продаж единых транспортных карт. Пункты оформления и выдачи льготных карт работают теперь по обновленному графику – с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов. Кроме Центра обслуживания «ONAY!», они расположились в офисе «Open Karaganda», ДК Нового Майкудука, «Молодежный», отделении Народного банка по ул. Мануильского, 17а. А с понедельника по пятницу с 10 до 19 часов вас обслужат также в торговых домах «Таир», «Раха», «Умай». С 8 декабря прекратил работу пункт в ДК горняков. Тем пассажирам, кто оформил карты в данном месте, для получения готовых карт необходимо обратиться в Центр обслуживания «ONAY!» С 13 декабря не принимает пассажиров пункт в Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана. Готовые карты можно забрать в ТД «Раха».
Контролеры транспортного холдинга «ONAY!» в салонах автобусов объясняют пассажирам, как оплачивать проезд.
– Мы ведем информационную работу с населением, готовим людей к переходу на электронную оплату, – говорит Шуга Аубакирова. – Конечно, нужно учитывать, что это сфера услуг. Встречаются разные люди. Сталкиваемся с недопониманием со стороны пассажиров. Бывают и конфликты. Некоторые не хотят доставать карты, чтобы предъявить их нам. Я думаю, в дальнейшем люди привыкнут. Число контролеров растет. В настоящее время штат укомплектовывается. Пока на местах дислокации 28 контролеров. Они работают в две смены. Первая группа выходит на работу в шесть утра. Вторая смена начинается с 13 часов. Заходим в автобус на остановках. Проверяем весь салон. Попадаются и «зайцы». Пока ведем с ними разъяснительную работу, штрафных санкций нет. Избегать по возможности конфликтных ситуаций на линии помогает видеофиксация. Человек при виде объектива ведет себя по-другому. Камера – это и отчет о нашей работе.
На случай поломки валидатора есть определенный регламент. Водитель сообщает о выходе из строя терминала. Затем выезжает специальная бригада. Быстрота реагирования – 30-40 минут. Работники сервисной службы либо восстанавливают валидатор, либо заменяют его имеющимся в наличии исправным аппаратом. В Караганде 488 автобусов уже оборудованы системами электронной оплаты. Кондукторы по-прежнему работают. Нужно признать, что есть единичные случаи, когда они не хотят, чтобы пассажиры оплачивали проезд картой. Каждая такая ситуация тщательно проверяется.
С нового года, как известно, покупка электронного месячного проездного билета стала доступна и в мобильном приложении. Приобрести его можно с 11-го числа текущего месяца по 10-е число следующего месяца включительно. Для активации проездного билета нужно пополнить баланс своей транспортной карты на 6000 тенге. Кроме того, требуется остаток денег на оплату одной поездки. То есть в общем на карте должно быть не менее 6080 тенге. Схема активации проездного билета: войти в раздел «Платежи», далее – в «Проездные» и нажать кнопку «купить». С электронным проездным билетом вы сможете в течение месяца совершать неограниченное количество поездок на внутригородских маршрутах. Использование проездного билета возможно только при прикладывании транспортной карты к терминалу. Приобретенный проездной билет возврату не подлежит.
При утере карты, если она привязана к мобильному приложению, можно ее заблокировать, а остаток средств перевести на новую. Если у вас кнопочный телефон и вы потеряли карту, то следует обратиться в центр обслуживания, написать заявление и подтвердить факт оплаты.
Ранее сообщалось, что с 1 февраля 2022 года в Караганде на внутригородских маршрутах будет введен дифференцированный тариф. При оплате транспортной картой стоимость поездки составила бы 80 тенге, а наличными – 150 тенге.
– Введение дифференцированного тарифа пока перенесено на неопределенный срок, – рассказал заместитель руководителя городского отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Рустем Кожакапанов. – Этот вопрос открыт по всей республике, он решается на уровне Правительства.
На междугородних маршрутах №№ 107, 121, 122, 127, 146, 165 электронная оплата проезда отсутствует.
Валентин ШИПУНОВ
Фото Руслана КАЛИЕВА