ДомойНовостиОбществоВсе больше карагандинских школ внедряют у себя инклюзию

Все больше карагандинских школ внедряют у себя инклюзию

Количество нуждающихся в совместном обучении нормотипичных и особенных детей в учреждениях образования областного центра растет.

В настоящее время инклюзивные классы и группы открыты в 63 школах и 26 детских садах Караганды. Об этом сообщил во время онлайн-встречи с родителями руководитель городского отдела образования Есентай Ашим.

По информации главного педагога Караганды, в 18 дошкольных учреждениях действует 70 специализированных групп, в которых воспитываются 890 детей и еще в 8 детсадах работает 17 инклюзивных групп, которые посещают 180 детей. Кроме того, для сокращения очередности малышей с особыми образовательными потребностями открыты также группы в частных детских садах. На каждого ребенка предусмотрен государственный заказ в размере 65 242 тенге в месяц.

— Инклюзивные классы открыты в 63 школах, охват составляет 78% по городу. Таким образом, в 519 классах обучаются 665 учащихся, которым получать знания, помимо основных учителей, помогают 53 педагога. Дополнительно еще приступили к работе 19 помощников. Вместе с тем в кабинетах психолого-педагогической коррекции госуслугу получили 211 детей. В 30 школах и детских садах работают логопеды — они восстанавливают речь двум тысячам ребят, — рассказал Есентай Ашимов.

На 29 млн тенге оборудованы кабинеты поддержки инклюзии в ряде школ Караганды. На дому обучаются 337 учащихся, им преподают 1055 учителей. Всего же свыше полутора тысяч педагогов прошли курсы повышения квалификации. По словам Е. Ашимова, преподающие в инклюзивных классах и на дому получают 40% надбавку.

На базе СОШ № 5 и школы-гимназии им. аль-Фараби действуют два класса республиканского проекта «Каждый ребенок достоин школы», где занимаются 20 детей с аутизмом.

Присутствовавший на встрече карагандинец Кайрат Абишев поинтересовался наличием методики преподавания в инклюзивных классах, особенно для детей с расстройством аутистического спектра.

Как ответил Есентай Ашим, в скором времени для маленьких карагандинцев с РАС появится свой реабилитационный центр. Что же касается методики, то главная ее составляющая — это сопровождающий учитель, который оказывает физическую помощь при передвижении ребенка. Еще одним важным компонентом является помощь тьютора в освоении особенным учеником знаний. Однако это не означает, что преподаватель должен учиться за ребенка, наоборот, с каждым разом его поддержка должна быть меньше. Это и есть так называемый метод постепенного отдаления, который дает больше самостоятельности учащемуся. В дальнейшем педагог-ассистент может вообще отсутствовать при выполнении заданий.

Участники конференции также поинтересовались наличием летних инклюзивных центров отдыха. Как выяснилось, все пришкольные лагеря обязаны брать особенных ребят. Более того, родители даже могут подать заявку и на загородный лагерь.

— Важно, чтобы ваши дети всегда находились рядом с обычными детьми. Не надо относиться к своему ребенку как к больному. Это такие же школьники, как и все, только требуют больше внимания, — подчеркнул руководитель отдела образования.

Поступление в колледж также стало темой, волнующей участников встречи. Эта проблема давно решена, и существует перечень средних специальных учебных заведений, где открыты инклюзивные группы. Такие, к примеру, действуют достаточно давно в технико-строительном и горно-индустриальном колледжах.

Общественный деятель и директор благотворительного фонда «Лучик надежды» Татьяна Кравченко посетовала, что не во всех загородных школьных лагерях имеются достаточные условия для нахождения там детей с особыми потребностями.

— Этот вопрос неоднократно поднимался на уровне городского и областного маслихата, но пока школьники с такими диагнозами, как аутизм или ДЦП, не имеют возможности отдыхать вместе со сверстниками за городом, — отметила Татьяна Кравченко.

Общественный деятель также посоветовала обратить внимание на кабинеты коррекции, которые все еще не работают в полную силу. Кроме того, по-прежнему наблюдается нехватка педагогов-тьюторов для школьников с РАС, а тем временем таких детей, судя по заключениям ПМПК и статусу инвалидности, становится все больше.

Самал АХМЕТОВА

Похожие статьи

Лента новостей