ДомойНовостиОбществоШкольную программу будут обновлять

Школьную программу будут обновлять

В стенах Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова прошел второй республиканский съезд учителей математики. На него собралось более 300 лучших преподавателей точной науки из школ и вузов, а также методисты и ученые со всей страны. Приветствовал участников министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Цель съезда прежде всего — повышение престижа педагогической профессии, создание профессионального сообщества учителей математики. Участники поделились своими лучшими инновационными технологиями, рассмотрели вопросы качества содержания учебников, проведения математических олимпиад, оценивания и результатов обучения, а также подготовку будущих преподавателей в вузах и курсы повышения квалификации.

Министр образования и науки заявил, что в течение года будут проходить съезды учителей-предметников по разным направлениям, чтобы обсуждать текущие проблемы и решать их. Так, в декабре озвучили наболевшие вопросы учителя казахского языка и литературы, на следующей неделе подобный съезд состоится для учителей дошкольного образования.

Елена Штерн преподает математику в физико-математическом лицее № 166 Алматы уже 30 лет. Обладательница медали Ибрая Алтынсарина участвует в форуме впервые, но приехала с конкретной целью — поднять проблемные вопросы преподавания своего предмета в связи с внедрением новой системы образования.

— Прежде всего нас беспокоит сокращение учебной программы, — рассказала Елена Петровна. — Например, часть материала по математике была перенесена из пятых-шестых в четвертые классы. Если раньше дети решали задачи на движение в среднем звене, то теперь такие уравнения перешли к младшеклассникам. Учителя начальной школы просто не готовы к таким сложностям, потому что не владеют методикой преподавания математики. То же самое касается дробей, изучение которых также перешло в начальную школу. В программу старших классов включены разделы высшей математики уровня института, которые, как мы считаем, нет необходимости изучать в средней школе, — к примеру, дифференциальные уравнения и комплексные числа. В итоге многие дети просто не могут осилить такую программу, а сами учителя не готовы это преподавать. Однако подобные задания включены не только в обязательное изучение, но и ЕНТ. Учитывая, что в 10-11 классах количество часов математики сокращено всего до трех в неделю, дать качественные знания просто нереально.

Также учителей волнует проблема итоговой аттестации выпускников 9 классов, так как школьники сегодня не имеют никакой базы, чтобы подготовиться к ней. Аттестация заключается в контрольной работе и тестовых заданиях. Однако в отличие от 11-классников, которые имеют возможность проходить пробное ЕНТ и штудировать всевозможные пособия, девятиклассники всего этого лишены. Чтобы помочь детям, каждый учитель выкручивается по-своему, кто-то пользуется старыми книгами. Математики хотели бы предложить министерству разработать сборники заданий и методических рекомендаций для подготовки к выпускному экзамену.

Затронула преподаватель и вопрос проведения олимпиад. Сейчас они единые как для общеобразовательных, так и для физико-математических школ. Получается, что учителя средних школ не заинтересованы в подготовке участников, потому что не могут конкурировать с лицеями и спецшколами. Поэтому учебным заведениям с физматуклоном хотелось бы иметь свою отдельную олимпиаду для высокого уровня знаний.

Имеется проблема и с учителями, которые могли бы готовить детей уровня олимпийского резерва по математике. Поэтому есть предложение организовать бесплатные курсы для одаренных детей, а также использовать образовательные каналы.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов со всеми этими проблемами уже ознакомлен и готов работать над их решением.

— Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым было дано поручение по развитию технических направлений в обучении, а начинается все со школьной скамьи, — сказал глава МОН после форума. — Поэтому мы должны говорить о другом подходе к обучению математике, для чего и собрали лучших учителей этого предмета со всей страны. Немало нареканий вызывает школьная программа, это мы должны признать, и те замечания, которые высказывают опытные учителя и эксперты, справедливы. Значит, перед нами стоит задача по обновлению программы. Когда мы видим, что в 3 и 4 классах есть темы, сложные для детей данного возраста, это определенным образом влияет на понимание и отношение к этому предмету и эффективность преподавания. В старших классах сейчас вызывает проблемы программа высшей математики. Поэтому мы должны переработать школьную программу, чтобы было время для повторения материала, закрепления новых знаний, чтобы там была преемственность. Будем выпускать новые учебники.

Есть у нас проблема кадров — испытываем определенный дефицит учителей, а также качества их подготовки. Для ее решения мы значительно увеличили количество государственных грантов, но при этом не снизили требования. Если в прошлом году пороговый балл на педагогические специальности был 55, то сейчас — 97, вдвое увеличилось количество поступающих со знаком «Алтын белгі». Когда мы подняли учителям зарплату, сократили отчетность и привлечение к не свойственным им функциям, это сделало профессию более привлекательной.

Занялись в министерстве и повышением квалификации педагогов. В прошлом году выпускники вузов, прежде чем получить доступ к детям, впервые прошли тестирование.

— Просто диплома о высшем образовании сейчас недостаточно, чтобы устроиться на работу в школу: нужно пройти национальное квалификационное тестирование, — пояснил Асхат Аймагамбетов. — Если человек четыре года учил математику и методику ее преподавания, а по завершении проходит тестирование по школьной программе и не может ответить на вопросы такого уровня, значит, он не должен учить математике детей. Поэтому мы приняли решения об отзыве лицензии у 36 вузов по подготовке педагогов и повышении порогового балла для поступления на педспециальности.

Работа в этом направлении уже начата — министр подписал приказ о создании рабочей группы. Туда вошли лучшие методисты, учителя, представители высшей школы со всей страны, которые начали работать над обновлением программы преподавания математики. В течение года ее планируют завершить, опробовать в пилотном режиме и внедрить во все школы.

Светлана СВИЧ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Доброго времени суток! Я мама четвероклассника. Прошу обратить внимание на учебник казахского языка для русскоязычных классов начальной школы. Начиная с первого класса в учебнике всё на казахском языке: новые слова, тексты. С удовольствием хочу, чтоб мой ребенок изучал казахский язык в доступной форме. Например, чтобы ребенку была понятна тема урока, должны быть переводы основных слов. Правила, которые определяют прибавления аффиксов должны тоже дублироваться на русском языке. Так ребенку будет легче осознать пройденный материал и запомнить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Доброго времени суток! Я мама четвероклассника. Прошу обратить внимание на учебник казахского языка для русскоязычных классов начальной школы. Начиная с первого класса в учебнике всё на казахском языке: новые слова, тексты. С удовольствием хочу, чтоб мой ребенок изучал казахский язык в доступной форме. Например, чтобы ребенку была понятна тема урока, должны быть переводы основных слов. Правила, которые определяют прибавления аффиксов должны тоже дублироваться на русском языке. Так ребенку будет легче осознать пройденный материал и запомнить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные