ДомойНовостиКультураИменем учителя

Именем учителя

Музей, посвященный выдающемуся педагогу Слямие Саттарову, открылся в карагандинской школе-лицее. Здесь расскажут, как в ХХ веке развивалась система просвещения Карагандинской области.

Инициатива создания уголка памяти принадлежала директору организации образования, носящей имя С. Саттарова, Салтанат Жунусовой. Дети С. Саттарова не только поддержали идею, но и сделали все необходимое для того, чтобы она воплотилась в жизнь.

— Мы хотели посвятить музей не только памяти отца, но и всем работникам образования нашей области и Караганды. Надеюсь, нам это удалось, — поделилась дочь С. Саттарова, Гульнара.

Слямия Саттаров работал школьным учителем, возглавлял обком Союза работников просвещения, в разные годы занимал должности заместителя, а потом и заведующего областным отделом народного образования.

— Строительство и открытие малокомплектных сельских школ, пришкольных интернатов, развитие их материально-технической базы, разработка программ трудового обучения школьников — это те проблемы, которые решались при непосредственном участии Слямии Саттаровича. Он постоянно добивался открытия новых школ и перехода на односменное обучение. Судите сами: если в 1956 году в области насчитывалось 593 школы, то в 1961-м этот показатель составил 680. Число учащихся за эти годы выросло с 50 439 до 253 103, — рассказала С. Жунусова.

Музей — многофункциональный. Он изначально задумывался не только как место проведения экскурсий, о чем наглядно свидетельствуют графитовая доска, большой стол и мольберты. Еще одно его предназначение — площадка для проведения творческих выставок, конкурсов, научно-исследовательской работы и прочих мероприятий, способствующих расширению кругозора и созданию особой образовательной среды.

Интересно наполнение зала. Дети С. Саттарова передали школе фотографии, оригиналы приложения к диплому Казахского педагогического института им. Абая, приказа Министерства просвещения о направлении на работу, характеристики и личного листка по учету кадров, качественные копии других документов, многочисленные грамоты и медали. Каждый стенд снабжен QR-кодом, что позволяет ознакомиться с экспозицией на русском и английском языках.

А еще школьники получат представление о том, какой школа была в годы детства их бабушек и дедушек, как они решали примеры и задачи на деревянных счетах, для чего нужны были счетные палочки, транспортир и арифмометр, зачем советские подростки носили красные галстуки, а также смогут оценить комфорт парты Эрисмана. Неподдельный интерес, независимо от возраста, вызывают стенды со скелетами ящерицы и змеи. Многие экспонаты — настоящий раритет. На их поиск у Гульнары Саттаровой ушел не один месяц.

Об оформлении музея в целом хотелось бы сказать отдельно — тут сразу чувствуется профессиональный подход. Объясняется это тем, что концепцию разрабатывала искусствовед — музейный специалист Гульдана Сафарова.

— Хотелось создать культурное пространство, чтобы человек сразу же погружался в атмосферу тех лет, когда знания стояли во главе угла, в эпоху, которая дышала искренностью. Проблема заключалась в том, что я располагала очень серьезной информацией. Ведь это история системы образования, рассказанная через призму личности. С другой стороны, это нужно как-то донести до школьников. В итоге получился симбиоз детского и взрослого музея, — объяснила она.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные