Как корреспондент «Индустриалки» попробовал себя в роли работника зоопарка. Надо сказать, что труд этот непростой, но благодарный. Животные и птицы с большой преданностью относятся к тем, кто изо дня в день ухаживает за ними.
От слов к действию
Почему выбор пал именно на зоологический сад, когда на планерке речь зашла о рубрике «Испытано на себе», сказать сложно. Но, как говорится, назвался груздем – полезай в кузов. Запахи, физическая работа не рассматривались как существенное препятствие – выросла я в селе, а потому не понаслышке знаю, как кормить овец, коров, лошадей и прочих обитателей подворья.
Администрация с радостью приняла предложение редакции о совместном эксперименте. С руководителем зоопарка Гульнарой Адамбековой в ходе телефонного разговора решили, что все детали обговорим на месте.
В день икс погода не задалась с самого утра. Разыгравшаяся еще в выходные метель так и не утихла, а тут еще и столбик термометра резко опустился вниз. В такие дни, как говорится, заяц не скачет и волк не выходит на охоту. Но где наша не пропадала.
Мой рабочий день в новом качестве начался в 9.00. Первым пунктом в расписании значилось еженедельное совещание с руководителями отделов. Некоторых пришлось подождать – чтобы добраться из самой дальней точки зоопарка до кабинета руководителя, нужно преодолеть почти 2 километра (летом проще – в прошлом году их обеспечили велосипедами). Задачей номер один стала борьба со снегом. Задание вооружиться лопатами получили все, в том числе и сотрудники администрации.
– Мы заключили меморандум с Карагандинской академией МВД им. Б. Бейсенова, и сегодня к нам на помощь придет взвод курсантов. Нужно закрепить за каждым отделом по пять-шесть ребят и всех обеспечить лопатами, – дала задание Гульнара Жендыковна.
Поговорили и о планах на ближайшую перспективу. Кстати, 6 марта всех юных карагандинцев, их родителей, бабушек и дедушек, а также гостей областного центра ждут на празднование Масленицы с блинами и сжиганием чучела. На Наурыз мейрамы для посетителей также будет традиционный дастархан со сладостями и горячим чаем.
Высокая кухня для таракана
С совещания меня буквально за руку увела «шеф-повар» зоопарка Ольга Устименко. Как оказалось, в зоокухне в этот день ой как нужна была еще одна пара рабочих рук: из-за погодных условий ее помощница не смогла добраться до Караганды. Правильно должность Ольги Михайловны, которую она занимает без малого 26 лет, называется «Технолог по приему и переработке кормов».
– При мне сменилось четыре директора. Я тут местный старожил, – шутит она.
В пищеблоке меня встречают запахи каши, вареных овощей и ароматы фруктов. Заглядываю в расставленные на разделочных столах тазы и ведра. Все самого отменного качества. Для каждого вида свой рацион, даже у мадагаскарских тараканов отдельное меню.
Первое задание – натереть яблоки для пернатых. Следующая на очереди – пекинская капуста. Далее – взвешивание рыбы и раскладка по тазам. Здесь, когда счет идет на граммы, нужно иметь определенную сноровку, чтобы лишний раз не метаться между столами.
Кушать подано
Как бы ни хотелось покидать пищеблок, а нужно было двигаться дальше. Емкости с обедом погрузили на сани и отправились кормить птиц. Прежде готовую смесь нужно перемешать и, если это необходимо, разделить по порциям. Ветеринар предупредил, что заходить в вольеры вообще не желательно, а уж если решилась на это, то нужно быть максимально осторожной.
– Я всегда категорически против этого. Они только на вид кажутся безобидными. Не случайно возле каждого вольера висят предупреждающие таблички. Животные привыкли только к тем, кто постоянно за ними ухаживает. Они с ними с удовольствием играют, ласкаются. Проще говоря, у каждого свой хозяин. Если заходит посторонний человек, то они сразу на это реагируют. Например, даже я сам к ним не подхожу. Если надо сделать прививку, то фиксацией занимаются сами руководители отделов. Когда мы принимаем новых работников, требуется два-три месяца, чтобы они могли безопасно для себя кормить и чистить клетку, – объяснил ветеринар Айтпек Намазбаев.
Вняв совету, остановилась на пернатых. И получила массу ярких эмоций: впервые в жизни мне довелось на расстоянии вытянутой руки видеть лебедей, павлинов, страуса. А вот приближаться к рогатым воронам не стала: мощные клювы этих коренных обитателей африканской саванны сразу не внушили доверия. Поэтому, поставив чашку на деревянный настил, тут же удалилась. Хотелось поближе познакомиться с пеликанами, но тогда пришлось бы ждать, когда рыба согреется.
Лошадка, ты где?
Далее наш путь лежал в отдел парнокопытных. Все они, за исключением полосатого Батыра, содержатся на улице. Для зебры, естественно, построен теплый сарай. С момента переезда его из Алматы в Караганду прошло почти пять лет. Оказалось, что это уже давно не тот милый жеребенок. Его характер сильно изменился. А сейчас, в период гона, он вообще, как говорится, слетел с копыт. Батыр так и старался цапнуть кого-нибудь своими мощными зубами. Благо нас разделяло толстое стекло. То еще зрелище! Рабочие сами признались, что порой не рискуют оставаться с ним тет-а-тет. Чтобы убрать за полосатым, приходится перегонять его в отдельный загон. Одной из причин его агрессивного поведения в зоопарке отмечают отсутствие самки.
– В следующем году планируем приобрести для него самку. В настоящее время ведутся переговоры с Ташкентским зоопарком, – сообщил руководитель отдела Ербол Габдуллин.
Затем я решила «обслужить» лошадей Пржевальского. Но прежде пришлось помахать лопатой, чтобы расчистить дорожку к калитке. После этого, вооружившись вилами, задала сена. Труха летела прямо в лицо, но душистый аромат житняка с лихвой компенсировал все неудобства.
– Хорошо получается. Беру тебя в помощники, – по достоинству оценил мои усилия работник Нургазы Шаяхов.
И тигры у ног моих сели
Сказано, конечно, сильно. Это как раз тот случай, когда грациозными и величественными животными нужно любоваться издалека. Кажется, что тигры, львы, пумы безмятежно спокойны и их не интересует происходящее вокруг. Но в определенные моменты они подобны болиду. Чтобы ухаживать за ними, необходимо обладать изрядной долей ловкости и сноровки. Не стоит обольщаться и по поводу внешней неуклюжести бурых медведей – при беге они способны развивать скорость до 50-60 километров в час. Поэтому руководитель отдела Серик Рыспек сразу предупредил:
– Нельзя стоять близко – они выскакивают, как пуля.
В этот день нас встречали брат и сестра Потапыч и Кипиш. Последняя – молодая медведица четырех лет от роду. Такую кличку она получила сразу же после рождения – из своей тройни была самая неугомонная и активная. Даже получая соску, она показывала свой характер.
Двое других мирно похрапывают в берлоге. Почему же бодрствует эта парочка? Как мне объяснили, они – коренные карагандинцы. Кроме того, еще достаточно молодые. В холодное время года становятся еще активнее. А комфортные условия и регулярное питание избавляют их от необходимости запасаться жиром на зиму. А вот те, кто впадает в спячку, на самом деле сосут лапу. Это Серик Рыспек неоднократно видел своими глазами (здесь он работает уже четверть века).
– Они засыпают в конце ноября и только в середине марта, когда солнце поднимается выше, начинают потихоньку двигаться. До этого время от времени мы заглядываем в берлоги, чтобы проверить, как они себя чувствуют. Например, буквально на днях положили им сено для подстилки. Самое главное – не тревожить самку: вдруг она ожидает приплод, – объяснил главный по хищникам. – Вот и Потапыч с Кипиш тоже сразу после еды отправятся в свои берлоги, чтобы лишний раз не двигаться.
Вместо послесловия
Время пролетело незаметно. За каких-то три часа, если верить шагомеру, мы с фотографом проделали 6 тысяч шагов. После этой отметки за показаниями приложения уже не следила. Усталость была, но приятная. Наверное, оттого, что меня сопровождали добрые, искренние люди, беззаветно преданные своему делу. А значит, еще один день был прожит не зря.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО