ДомойНовостиОбществоПешком по карте

Пешком по карте

Учить географию и другие предметы можно играючи

В минувшую субботу площадь перед новым Дворцом школьников Караганды была переполнена детьми и взрослыми. С одной стороны раздавались звуки барабанной дроби — это выступали талантливые юные ударники, с другой — подбадривающие крики ведущего и зрителей в помощь командам, соревнующимся в танцах и спортивных конкурсах. На корте старшая молодежь играла в волейбол, а неподалеку младшеклассники состязались в тоғызқұмалақ.

Остальные события разворачивались в самом дворце. В холле проходили выставка инновационных подходов к проведению уроков, презентация разных систем оценивания уровня знаний и компетенций учащихся разного возраста. Тут же — выставка творческих работ школьников. А на цокольном этаже активно рекламировали себя колледжи, демонстрируя самые интересные и привлекательные специальности.

Все это и многое другое можно было увидеть на областном форуме родителей, организованном управлением образования. Главная цель, которую хотели добиться педагоги, — создать условия для открытого диалога школ и родительской общественности по вопросам воспитания детей и их включения в социум. Причем сделать это в неформальной обстановке — не на собрании в стенах учебного заведения, а через игры, презентации, диалоговые площадки, психологические консультации и даже театральные постановки. Все желающие могли тут же получить советы от профессионалов по правовым, медицинским, психолого-педагогическим и профориентационным вопросам. Более 800 родителей и их детей со всей области приняли участие в необычном мероприятии.

Как можно заинтересовать детей своим предметом? Конечно, превратив его в игру, убеждены учителя географии. В холле дворца они наглядно показали один из способов, который внедряют сейчас в школах региона, — картографический экстрим. На огромной, расстеленной на полу карте они бродили «по местности» и выполняли различные задания.

— Это инновационный проект, когда дети буквально «входят» в карту, — рассказала преподаватель географии гимназии № 26 Жезказгана Шарбан Куанышбекова. — Одна из задач нашего предмета — формирование пространственного мышления и воображения. Обычно мы работаем на маленьких масштабах, глобусе, контурных картах и даже используем электронные карты, но на больших это делать и интереснее, и нагляднее. Проект называется «Гигантская карта» и внедряется всемирно известным обществом «National Geographic». С его помощью выпускаются мегакарты, по которым можно путешествовать пешком. Бегать по огромной карте мира в носках гораздо интереснее, чем пытаться попасть указкой в микроскопическую точку. С ее помощью можно развивать функциональную грамотность — к примеру, знать, что в Шымкент нужно ехать на юг, а нефть у нас добывают на западе страны и т.д. И запомнить это не в виде текстовой информации, а представлять наглядно. Дети изучают, как располагаются месторождения, где проходят железнодорожные магистрали, исследуют рельеф местности. На карте указаны розы ветров, с их помощью дети могут размышлять, где лучше построить ветряные электростанции или заниматься земледелием, используя карту влажности и эрозии почвы. Все это проходит в виде игр, соревнований, поэтому школьникам интересно узнавать новое таким методом.

Помочь детям и их родителям сориентироваться в мире профессионального образования старались представители колледжей области. На цокольном этаже они разместили выставки достижений своих учащихся и самое интересное оборудование, завлекая будущих абитуриентов. Так, колледж питания и сервиса демонстрировал работу студентов, которую они представляли на международном чемпионате профессий WorldSkills, — шоколадную композицию, на которую ушло несколько килограммов сладкого продукта, огромный пряничный домик, закуски и многое другое. В этом учебном заведении уже много лет готовят поваров, технологов и кондитеров-оформителей. Колледж моды выставил красивые национальные костюмы, декоративные поделки, картины.

Самая представительная выставка оказалась у высшего политехнического колледжа. Дети могли примерить костюм горноспасателя и подержать в руках тяжелое оборудование, посмотреть, с чем работают шахтеры. Однако, кроме классической подготовки специалистов горного дела, колледж сейчас ориентируется на запросы современности и обучает будущих айтишников — разработчиков программного обеспечения. Сейчас это самая востребованная профессия в колледже после защиты в чрезвычайных ситуациях. Студенты по заказу промышленных предприятий региона создают различных роботов, которые могут облегчить труд подземных рабочих, заменив их на опасных участках, беспилотники для геологической разведки, а также очки виртуальной реальности, с помощью которых проводятся презентации проектов или виртуальные экскурсии. Эти проекты также неоднократно побеждали в чемпионате WorldSkills.

Чтобы помочь родителям и детям лучше понимать друг друга, правильно выходить из сложных ситуаций, впервые был применен новый метод — форум-театр. Это методика интерактивной работы психолога, направленная на решение проблем. Ее суть — поиск вместе с участниками путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации в рамках предложенного спектакля.

— Так как мы школа для одаренных детей, то взяли следующие темы: как трудно быть одаренным ребенком, буллинг, детско-родительские отношения, предвзятое отношение учителя к ученику, — рассказала педагог-психолог специализированной школы-интерната информационных технологий «Озат» из Темиртау Галия Нурсеитова. — С учениками десятого класса мы поставили четыре короткие сценки по определенной проблеме. Суть форум-театра в том, что любой зритель может выйти и заменить одного из актеров, предложив свой ход событий, свою реакцию, свой выход из сложной ситуации. Методика помогает человеку увидеть себя со стороны и понять свои ошибки. Главное — показать детям, что не бывает безвыходных ситуаций: из любой можно найти выход, достаточно подобрать подход, слова, реакцию, понять другого. На самом деле это работает лучше, чем любая консультация психолога или терапия, потому что ребенок и родитель на себе испытывают чувства как в реальности, а вместе они учатся правильно реагировать. После сценки обязательно проводим рефлексию — я спрашиваю, что чувствовал каждый участник сначала, изменились ли ощущения после «исправления» ситуации, и таким образом происходят психологические инсайты.

Эту методику только начинают внедрять в школах региона, но она уже показала свою действенность. Психологи с помощью театра работают с проблемными детьми, специально подбирают волнующую этого ребенка тему, проигрывают ее, проговаривают и тем самым помогают защитить себя, понять оппонента, предотвратить конфликты и даже суицидальные настроения. Этой методике обучили уже 120 школьных психологов.

Светлана СВИЧ

Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные