В 2024 году деятельность Карагандинской областной территориальной избирательной комиссии была весьма насыщенной и продуктивной.
Были продуманно и рационально организованы процессы волеизъявления на республиканском референдуме по вопросу строительства АЭС в Казахстане, без нарушений проведены выборы депутатов маслихатов различных уровней, сельских акимов, а также главы Актогайского района. О главных электоральных событиях, свидетелями и непосредственными участниками которых стали жители нашего региона, мы поговорили с председателем ТИК Кайратом Нуркеновым.
– Кайрат Каршигаевич, Вы на протяжении уже ряда лет возглавляете областную территориальную избирательную комиссию, досконально изучили все особенности отечественной избирательной системы. Как Вы думаете, насколько эффективной она является?
– Считаю, что одним из главных положительных факторов является то, что выборное законодательство, а также электоральные механизмы постоянно совершенствуются и эволюционируют. К примеру, в январе 2024 года в связи с истечением сроков полномочий по всей республике маслихатами городов и районов были сформированы новые составы территориальных и участковых избирательных комиссий. Они были организованы на основе предложений политических партий и общественных объединений, как того требует выборное законодательство. Особое внимание при формировании территориальных избирательных комиссий уделялось квалификационным требованиям кандидатов, утвержденным Центральной избирательной комиссией РК, а также их опыту работы в избирательной системе.
Как вы знаете, с 2023 года вся областная семерка членов ТИК, а также председатели, заместители и секретари территориальных избирательных комиссий городов и районов осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе. При этом в составы комиссий вошли представители всех зарегистрированных на территории Республики Казахстан политических партий, включая недавно созданные «Respublica» и «Байтақ».
– Как проводится работа по повышению квалификации членов избирательных комиссий в областном центре, а также городах и районах?
– В первую очередь следует отметить, что члены территориальных комиссий избираются маслихатами, и уже на этапе избрания они должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным ЦИК РК. Кандидаты должны сдать тестирование на знание выборного законодательства. Выборы – это всегда уникальный процесс, и избирательные комиссии как организаторы выборов обязаны учитывать все нюансы. Поэтому мы уделяем большое внимание электоральному обучению.
Когда та или иная кампания завершается, нами проводится анализ ошибок, и на практических занятиях мы видим, как полученные знания превращаются в опыт, который помогает моделировать различные ситуации. Обратная связь с участниками тренингов позволяет нам обсуждать важность новых знаний и закреплять их на практике, так как на каждом уровне комиссия должна принимать юридически взвешенные решения.
Еще один важный вывод, сделанный на основе опыта: чтобы обеспечить законность на выборах, необходимо обучать не только членов комиссий с правом решающего голоса, но и наблюдателей. Это важно для того, чтобы наблюдатели не становились «контролерами», а избирательные комиссии не воспринимались как «противники», с которыми можно бороться только при наличии инструкций от штабов кандидатов.
Глубокие знания избирательного законодательства и анализ судебной практики стали важной частью нашей работы. Мы продолжаем учиться и совершенствовать свои знания, чтобы эффективно выполнять роль организаторов выборов.
В 2024 году председатели, заместители и секретари территориальных избирательных комиссий прошли обучение на базе Центра электорального обучения Академии государственного управления при Президенте РК, а также приняли участие в тренингах, организованных ЦИК РК под руководством членов ЦИК, непосредственно в Карагандинской области. Аналогичные тренинги были проведены в Астане для региональных журналистов, аккредитованных для освещения выборных процессов. Кроме того, на базе нашего Карагандинского филиала государственного управления при Президенте РК было организовано обучение членов избирательных комиссий различного уровня.
– Какие электоральные события Вы можете назвать главными в минувшем году?
– Бесспорно, это республиканский референдум по вопросу строительства АЭС, во время которого карагандинцы проявили высокую сознательность. Была проведена большая подготовительная работа. Так, для лиц с инвалидностью были созданы комфортные условия, в том числе это касается голосования на дому. Заранее было организовано информирование жителей через социальные сети, мессенджеры, запущены специальные онлайн-сервисы. Было открыто 15 call-центров, работала служба 109. Также напомню, что в 2024 году в Конституционный закон «О республиканском референдуме» были внесены изменения, касающиеся наблюдения за процессом, прав СМИ, а также введена норма о проведении опросов общественного мнения. В подготовке и проведении референдума были использованы новые методы информирования граждан, включая вручение именных пригласительных с QR-кодами, что позволило сделать информацию более доступной и оперативной.
В результате из 764,1 тысячи граждан, имевших право принимать участие в процессе волеизъявления, проголосовали 548,9 тысячи человек. Это подтверждает тот факт, что в регионе проживает политически активное население, неравнодушное к судьбе государства. При этом за положительное решение свои голоса отдали 375,4 тысячи избирателей.
В минувшем году 31 марта провели выборы депутатов маслихатов (взамен выбывших) в Приозерске, Абайском, Бухар-Жырауском, Шетском районах. Аналогичная процедура волеизъявления была организована 8 декабря в Балхаше, Темиртау, Актогайском, Каркаралинском, Осакаровском и Шетском районах. Нарушений зафиксировано не было, среди кандидатов присутствовали представители политических партий, а также беспартийные граждане, сотрудники государственных учреждений, коммерческих структур и НПО.
11 августа 2024 года подвели итоги прямых выборов на должность акима Актогайского района, при этом были выдвинуты четыре кандидата. Число избирателей, принявших участие в голосовании, составило 4698 человек. Выборы признаны транспарентными и состоявшимися.
– А как Вы оцениваете выборы акимов сельских округов и систему местного самоуправления в целом?
– Уже сейчас мы видим, что введение выборов сельских акимов тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права предоставило массу возможностей по развитию местного самоуправления. В первую очередь прямые выборы сельских акимов позволили активизировать граждан сельских округов в реализации своих конституционных прав. Сельчане стали чаще принимать участие в общественно-политической жизни своего округа, понимая, что теперь и от их прямого участия во многом зависят итоги выборов, а значит, и реализация предложенной кандидатом программы по развитию их села и целого округа.
В то же время прямые выборы способствуют повышению понимания местными органами потребностей и проблем населения. Встречаясь с избирателями, работая над своей предвыборной программой, каждый кандидат в акимы сельского округа очерчивает круг самых актуальных вопросов, которые сегодня, сейчас волнуют его земляков, а также еще на этапе предвыборной кампании ищет пути их решения. Собственно говоря, именно в этом и заключается главный смысл Концепции «слышащего государства».
В 2024 году в Карагандинской области фактически проведены выборы 42 акимов в семи районах. В голосовании приняли участие порядка 22 500 избирателей, или 64,2%. Они были связаны с окончанием срока полномочий либо с их досрочным прекращением. По 42 округам были выдвинуты 138 кандидатов, из которых 98% – самовыдвиженцы. Средняя конкурентность составила 3,29 человек на место.
По итогам выборов впервые избраны акимами 24 человека, то есть обновление составило 57,1%. Наблюдение за ходом голосования осуществляли доверенные лица кандидатов, аккредитованные неправительственные организации и политические партии. Все это способствовало обеспечению прозрачности избирательного процесса.
– Активно ли участвует в выборах молодежь и какие меры принимаются для формирования чувства гражданской ответственности у подрастающего поколения, школьников и студентов?
– По данной категории отдельной статистики не ведется, однако, присутствуя на избирательных участках, мы видим, как активно голосует молодежь. Многие приходят впервые, зачастую для них предусматриваются символические подарки. Нередкими становятся случаи, когда бюллетени заполняют молодожены, молодые семьи, коллективы молодежных спортивных и неправительственных организаций.
В целом уверен, что участие молодежи в избирательном процессе есть показатель зрелости гражданского общества. Электоральная активность молодых избирателей – это один из социально-политических индикаторов, отражающих степень и форму вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Многие политологи выделяют молодежь как социальную группу с явными политическими плюсами: склонность к своим идеям, свежие мысли, отсутствие стереотипов, образованность, энергия, смелость.
Члены избирательных комиссий регулярно проводят встречи с представителями студенчества. Данный диалог показывает, что молодые люди сами говорят о необходимости участия в политической жизни, чтобы отстаивать свои интересы, приобретать политический опыт, иметь возможность личностного роста и самореализации, приобщиться к делам страны.
– Что Вы можете сказать о планах ТИК на 2025 год?
– Нашей основной задачей остается укрепление доверия к избирательным кампаниям, повышение прозрачности работы комиссий и электоральной культуры граждан. И дальнейшая реализация проводимых реформ, которые стали важным этапом на пути к укреплению демократии и повышению политической ответственности на всех уровнях власти в Казахстане. К примеру, я не сомневаюсь, что возвращение мажоритарной системы (голосование за конкретных кандидатов наряду с партийными списками) полностью соответствует запросу общества на более тесную и прямую связь между избирателем и его представителем во власти. Граждане стремятся видеть депутатов, которые несут персональную ответственность, а не голосовать исключительно за абстрактные партийные блоки. В то же время одним из ключевых изменений в партийной системе является введение 30-процентной квоты для женщин, молодежи и лиц с инвалидностью при выборах в Мажилис. Также установлены новые ограничения на добровольные пожертвования в избирательные фонды и регламентировано использование онлайн-платформ в предвыборной агитации.
Немаловажным является и то, что начиная с 2021 года в нашей стране идет процесс прямых выборов сельских акимов. Ожидается, что в 2025 году все оставшиеся акимы сел будут выбраны напрямую населением. Хочется отметить, что с 1 января 2025 года вступила в силу норма, согласно которой в случае сложения полномочий акимом района или города, кроме областного центра, там уже не будет процедуры назначения, а пройдут прямые выборы. Считаю, что эти нововведения значительно повысят политическую активность населения на местном уровне и усилят социальную ответственность граждан.
– Спасибо за содержательную беседу!
Оксана МЯГКИХ
Фото Александра МАРЧЕНКО