Наличными дороже

442

Чтобы наладить процесс, потребуется несколько месяцев. Центр сервисного обслуживания «Onay» открыли в областном центре. Система электронной оплаты проезда в общественном транспорте будет внедрена к концу текущего года. А дифференцированный тариф начнет действовать только с 2022 года. Об этом сказал аким Караганды Ермаганбет Булекпаев, побывавший на презентации головного филиала.

— Мы серьезно отнеслись к выбору компании, которая внедрит в нашем городе электронное обилечивание в общественном транспорте, — подчеркнул глава областного центра. — Система «Onay» хорошо себя зарекомендовала в Алматы, где огромный пассажиропоток. У них есть альтернативные варианты пополнения баланса. Мы рекомендовали автопаркам заключить с ними договор. Обсудили все вопросы, чтобы представители компании в кратчайшие сроки смогли реализовать этот проект у нас. Уже все подготовлено. Реализация карт — это первый этап. В декабре система начнет работать. Окончательно население перейдет к электронному обилечиванию уже в следующем году. В феврале начнет действовать дифференцированный тариф. Оплата картой составит 80 тенге, наличным платежом за одну поездку придется заплатить 150 тенге.

Помимо того что будет работать региональный офис, вскоре население начнут принимать в семи отделениях, расположенных в каждом районе города. Их откроют в крупных торговых домах, супермаркетах, филиалах АО «Казпочта», учебных заведениях.

Всего, как отметил генеральный директор ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» Садир Хамраев, будет действовать четыре вида карт «Onay»: «Единая», «Социальная», «Пенсионер» и «Дети: 7-15 лет».

Для изготовления пластиковой карты «Единая» необходимо предоставить удостоверение личности. Пока клиент подписывает соглашение, для него изготовляется персонифицированный проездной документ. Весь процесс занимает не более 7-10 минут. Стоимость карты составляет 500 тенге. На баланс автоматически зачисляется 80 тенге.

— «Социальная» карта предназначена для 20 льготных категорий населения, — пояснил С. Хамраев. — Для ее получения необходимо предъявить оператору удостоверение личности, фотографию. Также в реестре отдела занятости и социальных программ должны быть соответствующие данные. Для тех, кто только недавно получил льготный статус и еще не зарегистрировался, необходимо будет принести направление на получение карты от отдела занятости и социальных программ. Для них стоимость проезда будет составлять ноль тенге. Карта для таких людей будет выдаваться бесплатно. Сразу подчеркну, что при поездке в общественном транспорте этим пассажирам необходимо прикладывать проездной к валидатору. Это необходимо для того, чтобы система могла считывать информацию и отслеживать количество поездок. Позднее акимат будет компенсировать проезд перевозчикам.

Приобрести проездную карту «Пенсионер» смогут пожилые люди, чьи выплаты не превышают более 21 МРП. Для того чтобы ее получить, необходимо предоставить удостоверение личности, именной бумажный проездной документ и фото. Тем, кто только недавно вышел на заслуженный отдых, необходимо принести справку из ГЦВП и иметь регистрацию места жительства в Караганде.

Стоимость карты для таких пассажиров составит 500 тенге, а оплата за одну поездку в общественном транспорте — 50 тенге.

Первичное оформление карты «Дети: 7-15 лет» будет производиться в учебных заведениях. Если ребенок потеряет проездной, то родителям необходимо будет обратиться в центр обслуживания «Onay». Там необходимо предъявить свидетельство о рождении ребенка с ИИН, а также фото. Цена за карту — 500 тенге. Одна поездка для школьников будет стоить 40 тенге.

Между тем до первого декабря первичное оформление персонифицированных льготных карт будет производиться бесплатно, затем — согласно установленным тарифам.

Не возьмут плату и за обмен проездных карт, приобретенных ранее у сторонней компании. Однако если на балансе имеются средства, то для их возврата необходимо обратиться к прежнему услугодателю.

По словам Садира Хамраева, они заключили договоры со всеми банками второго уровня, находящимися на территории РК. Одним из условий, выдвинутых этой компании, было наличие альтернативного способа оплаты.

— Можно скачать мобильное приложение «Onay», — пояснил он. — При оплате использовать QR-код или код транспорта, указанный на терминале регистрации. Один из вариантов — отправить SMS с кодом транспорта на номер 9909, который един для всех мобильных операторов. Либо использовать USSD-код, набрав в мобильном телефоне команду *9909#. Но этим способом смогут воспользоваться только абоненты Beeline. Пополнить карту можно несколькими способами: через мобильное приложение, терминал самообслуживания, интернет-банкинг, баланс мобильного телефона и других платежных систем. Всю подробную информацию можно получить через колл-центр, позвонив на номер 50-60-50, либо на сайте onay.kz. Все пополнения проходят в онлайн-режиме. Комиссия не взимается. А если карта потеряется, то никто не сможет воспользоваться балансом. Он будет на расчетном счете. Только для этого необходимо привязать мобильное приложение к своей карте. Также рассматривается вариант использования карты в кафе, ресторанах, на объектах культуры, туризма и так далее. Отмечу, что карту «Единая» можно использовать не только в Караганде, но и в Алматы. Оплата проезда соответствует установленным тарифам в городах.

Что касается любителей прокатиться на автобусе или маршрутке бесплатно, то их будут штрафовать. На линии всегда будет действовать контроль. Причем со стороны автопарков и транспортной компании.

Как отметил аким Караганды Ермаганбет Булекпаев, после того, как будет внедрена электронная система оплаты проезда в общественном транспорте, можно будет увидеть реальную картину пассажиропотока. В том числе количество поездок, совершаемых представителями льготной категории. А их в городе порядка 28 тысяч человек.

— Наша главная задача — обеспечить качественные перевозки для населения, — сказал он. — Все автопарки полностью должны заменить подвижный состав. Эта работа уже проводится. В текущем году уже закупили 40 единиц техники. В ближайшие несколько лет вопрос обновления будет закрыт, ведь в Сарани запустили производство автобусов. Также решится вопрос и с переполненностью салонов. Потому что мы требуем от пассажироперевозчиков, чтобы они увеличили количество автотранспорта на маршрутах.

Что касается субсидирования автопарков, то в прошлом году из бюджета им было выплачено 3,4 миллиарда тенге, в этом — 2,7 миллиарда.

Светлана СБРОДОВА