Как не дать себя обмануть виртуально

1513

Интернет-покупки прочно вошли в нашу жизнь. Для многих цифровой рынок стал более удобным, нежели традиционные магазины, хотя шансов встретиться там лицом к лицу с грабителями меньше, чем во Всемирной паутине. Как не стать жертвой киберпреступников, рассказала главный специалист областного департамента по защите прав потребителей Асель Сахариева.

Чтобы не стать жертвой обмана при покупке товара через интернет, необходимо быть внимательным – проверить сайт интернет-магазина, запросить всю интересующую вас информацию, а при наличии сомнений лучше отложить заказ либо не торопиться с оплатой.

– Снимайте на видеокамеру момент распаковки товара. Внутри посылки может оказаться не то, что было в каталоге. При наличии видео покупателя не обвинят в подмене товара, можно будет обменять его на другой или добиться возврата денег, – объясняет А. Сахариева. – Если же купленный в интернет-магазине товар оказался с дефектом, то необходимо составить письменную претензию в адрес предпринимателя, приложив к ней все имеющиеся доказательства покупки. Получив ее, продавец должен принять решение о порядке рассмотрения вашего требования. Если в течение десяти календарных дней вам не ответят письменно или откажутся устранить нарушения и в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, то вы вправе обратиться в уполномоченный и государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.

Потребитель имеет право обратиться к предпринимателю самостоятельно либо воспользоваться услугой субъектов досудебного урегулирования потребительских споров. Если вас не устраивают условия, предложенные для решения вашей проблемы, то вы имеете право обратиться с исковым заявлением в суд.

Кроме того, стоит обращать внимание на условия доставки при оформлении заказа. Информация должна быть размещена на сайте интернет-магазина. Это регламентируется пунктами 8-1 и 10 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей».

– Пункт 8-1 гласит, что при реализации товара в электронной торговле информация о возможности доставки товара и ее стоимости предоставляется потребителю до заключения договора купли-продажи. А в соответствии с пунктом 10 потребителю в электронной торговле перед заключением договора купли-продажи должна быть доступна информация о других условиях поставки (доставки) товара или выполнения договора, – продолжила специалист.

Самое главное, что необходимо обеспечить онлайн-продавцу, – безопасную покупку, а также предоставлять достоверную информацию об интернет-магазине, указывать способы доставки и возврата товара.

– Согласно закону, для предотвращения незаконной торговли и в целях защиты прав и законных интересов потребителей электронная торговая площадка обязана обеспечить наличие внутренних процедур по недопущению некорректных действий продавцов и предоставления ими недостоверной информации. Используемые электронной площадкой программное обеспечение и технические комплексы, обеспечивающие и сопровождающие торговлю и работу, должны осуществляться через защищенные каналы связи, – говорит А. Сахариева.

Нередко на цифровом рынке встречается надпись «Товар обмену и возврату не подлежит». Законна она только в том случае, если это лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, абонентское устройство сотовой связи и метражные товары – ткани из волокон всех видов, трикотажные и гардинные полотна, искусственный мех, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры, кабель, линолеум, багет, пленка, клеенка и т.д. В остальных же случаях такие объявления незаконны.

Также специалист напомнила, что в областном департаменте по защите прав потребителей всегда можно получить консультацию по телефону «горячей линии»: 8 (712-72) 42-51-11.

Наталья ФОМИНА