back to top
-8.1 C
Алматы
Воскресенье, 22 декабря, 2024
No menu items!
ДомойНовостиОбществоФронтовой путь военного врача Хафиза Макажанова

Фронтовой путь военного врача Хафиза Макажанова

Сегодня жителям нашего региона он больше известен как выдающийся травматолог и основатель клиники, которая носит его имя. И немногие теперь знают, что Хафиз Жанабаевич прошел всю войну с 1941-го по 1945 год. Свои фронтовые годы военврач описал подробно в книге «Память хранит».

Ею с нами поделилась дочь Хафиза Макажанова – Тамара.

Рассказывая о своей жизни, Хафиз Макажанов пишет, что хотел быть одновременно юристом и врачом. Однако перевес оказался на стороне медицины. Как сам он признавался: «Главную роль в выборе профессии сыграли те горькие и глубокие чувства, которые я переживал, видя болезни и смерть родителей и сестер».

Учеба в вузе давалась нелегко, но вместе с тем юноше из глубинки Павлодарской области было все интересно и увлекательно. Пока не наступил 22 июня 1941 года. Хафиз Макажанов в то время уже был студентом пятого курса Казахского государственного медицинского института и на каникулы поехал в свой аул.

«Мечтал подольше погостить у родственников, ведь вскоре предстояли распределение, новая жизнь. 22 июня весь народ собрали в центре аула. Вышел незнакомый человек и объявил, что началась война с Германией. Все были потрясены. Аксакалы призывали людей успокоиться, взволнованно и сбивчиво говорили друг с другом, женщины плакали, молодежь испуганно молчала… Наступили тревожные дни ожидания. Вскоре начался призыв мужчин в армию, многие уходили на фронт добровольно. Почти в каждом доме аула кого-нибудь провожали на фронт. Я в это время жил в доме у брата Жапана. Вскоре и он был отправлен на фронт. Младший брат Казтай еще не вернулся с Финской войны. Все больше и больше уходило на фронт моих сверстников. Проводы проходили быстро: сбор в Павлодаре у здания военкомата, затем отправка эшелонов с железнодорожной станции», – вспоминает профессор в своей книге.

Он, как и другие студенты, рвался на фронт, хотя понимал, что надо закончить учебу. Вспоминает, что в его близком кругу никто и не думал о брони. Наоборот, будущие медики ждали с нетерпением государственных экзаменов, чтобы сразу отправиться на войну. И, наконец, они дождались своего часа.

«Сильно волнуюсь: это наш первый день на фронте. Слышатся гул артиллерии, стрельба. Но выручала боевая закалка наших кадровых санитарных инструкторов, которые имели опыт работы на Халхин-Голе и озере Хасан. Первый раненый – и первое тягостное впечатление, память о котором осталась на всю жизнь. Помню, им оказался командир второго эскадрона майор Стрельцов. Знал его по службе: он был лихой наездник, веселый и смелый человек. И вот теперь он лежал передо мною: весь в крови, безжизненный, холодный на ощупь, безразличный ко всему окружающему.

Вначале я очень растерялся, не знал, что делать, с чего начать. Впервые я ощутил боль и страдания раненого, как свои собственные. И тогда я почувствовал, какая огромная ответственность легла на мои плечи.

Я не знал, что за несколько минут можно потерять человека, не мог осознать, что эта лужа крови – кровь командира, моего боевого друга, сраженного автоматной очередью. Его принесли на плащ-палатке, я успел только осмотреть Стрельцова, снять жгут, перевязать. Его потрескавшиеся губы шевелились. Быть может, он еще узнавал нас, хотел что-то сказать. А через несколько минут он скончался на наших глазах, так и не придя в сознание. Ощущение подавленности, вызванное внезапной гибелью Сергея Стрельцова, долго не проходило.

Стыдно мне вспоминать, как я тогда растерялся. По сей день в душе живет чувство вины за его смерть. Медики знают цену моим словам», – вспоминает военврач.

Это был первый раненый и была первая смерть, которую увидел молодой доктор, вчерашний студент. Но в считанные часы в полковом медицинском пункте уже лежали десятки раненых бойцов. Выживших отправляли в тыл, убитых он помогал хоронить.

Позже профессор Макажанов признался, что тот первый бой многому его научил, и запомнил он этот день на всю жизнь. Работать в полковом медицинском пункте было нелегко, отчасти потому , что врачей не всегда своевременно информировали о характере, масштабах операции и условиях ее выполнения. Это лишало возможности хорошо подготовиться к приему раненых.

Не было у докторов обезболивающих и противошоковых средств, не переливали кровь, эвакуация тяжелораненых проходила труднее даже чем с поля боя. Бойцы, получившие несложные ранения, сами шли в тыл в сопровождении санитаров.

Именно санитарам Хафиз Макажанов в своей книге уделяет особое внимание, отдавая должное их героизму.

«Постепенно приходил опыт, в моих действиях появлялось все больше уверенности. Бои следовали за боями. Санитарные инструкторы работали отлично. Обстоятельства требовали от них самоотверженных действий. Это были физически крепкие ребята, хорошо владевшие не только медицинскими инструментами, но и любым видом оружия. В любую погоду волокли за собой на плащ-палатке тяжелораненых с оружием, хотя сами были при полной выкладке: санитарная сумка, транспортная шина, автомат.

Сотни раненых спасали наши санинструкторы. Когда рядом с солдатами и офицерами был санинструктор, те были спокойны. Знали, их не покинут, вынесут с поля боя, спасут. Я с большим уважением относился к санинструкторам, высоко ценил их тяжелейший труд», – пишет профессор.

Он и сам был ранен в руку, был прооперирован в госпитале и там помогал эвакуировать раненых, поток которых увеличивался с каждым днем. Для продолжения лечения Хафиза Макажанова направили в тыл – уральский город Кизел, где ему провели повторную операцию. Молодой организм победил ранение и стал быстро восстанавливаться. Чтобы скоротать время, он стал помогать врачам, много времени проводил в операционной и понял, что должен стать хирургом.

Перед выпиской медицинская военно-врачебная комиссия решила демобилизовать фронтового доктора. Он написал протест. В итоге Макажанова признали «ограниченно годным к военной службе». Хафиз Жанабаевич все равно ушел на фронт, он служил в военно-полевом госпитале № 1727. И опять была ежедневная борьба за жизнь советского солдата.

«Каждый врач вел по сто и более больных в отделении, помимо этого, ежедневно по восемь часов должен был отработать в центральной операционной. Таким образом, средний рабочий день у нас составлял 15-16 часов в сутки, медсестры работали столько, сколько могли», – вспоминает Хафиз Макажанов.

Только к 1944 году поток раненых стал уменьшаться. Фронтовая служба подарила ему встречу с Валентиной. Вместе они пройдут всю войну.

В том же 1944-м, впервые за все годы войны, в госпитале отпраздновали 27-ю годовщину Октября.

«Мы должны были позаботиться о раненых и больных, устроить праздник для них. Я очень хотел организовать небольшой концерт для раненых. За годы войны люди отвыкли от песен и веселья. Основная часть торжественного концерта проходила в холле второго этажа. До сих пор вспоминаю, как после концерта меня буквально окружили тесным кольцом воины-казахстанцы. Надолго остался в моей памяти этот праздничный ужин в честь 27-й годовщины Великого Октября», – пишет военврач.

Великую Победу Х. Макажанов встретил в Польше. Именно в этот день 9 мая 1945 года Хафиз и Валентина сыграли свадьбу. Впереди Макажановых ждала мирная жизнь.

У Хафиза Жанабаевича было много одаренных учеников, которые в свою очередь тоже воспитали талантливых врачей. И все травматологи знают о своем главном учителе, хоть им и не довелось слушать лекции и обучаться на практике у профессора Макажанова.

– В нашем медицинском университете есть музей, куда обязательно на экскурсию водят первокурсников, и здесь они впервые подробно узнают о жизни Хафиза Макажанова. Он внес неоценимый вклад в медицину – организовал больницы в сельских районах, развил хирургию, создал областной центр травматологии. Я всегда привожу в пример студентам жизнь Хафиза Макажанова, который был настоящим патриотом своей страны, – отмечает заведующий кафедрой Медицинского университета Караганды, руководитель травматологического центра областной многопрофильной больницы им. Х. Макажанова Берик Тулеубаев.

Память о выдающемся враче жива в его детях, внуках, студентах, которые теперь сами стали маститыми учеными, в его книге, где ценно каждое слово.

Самал АХМЕТОВА

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Торжество французского юмора на сцене Театра музкомедии

На закате уходящего года поклонники классической оперетты стали свидетелями очередной премьеры в Караганде. Название вечера одноактных оперетт «Ах, Оффенбах!» обещало сюрпризы от московского режиссера-постановщика...

В Балхаше открылась детская глазная клиника

Частный медицинский центр появился в городе благодаря общественному фонду «United Charity Projects Evolution». «LUCY» – это единственная в Казахстане негосударственная бесплатная глазная клиника для детей,...

Знакомьтесь: 22-й Туркестанский

На историческом факультете Карагандинского университета имени академика Е. Букетова прошла выставка «Офицеры-казахи – участники Первой мировой войны». Необычная презентация, посвященная 110-летию Первой мировой войны,...

Деликатес в наследство: как правильно заготовить соғым, рассказал известный карагандинский краевед

Удивительная традиция единения, сохранения семейных ценностей и самобытности степного народа Не только коренное население, но и все живущие в Казахстане знают это приятное и ласкающее...

Караганда готова к встрече Нового года

Сегодня вечером, 21 декабря, в областном центре, на площади Независимости многолюдно и весело. Здесь состоялась торжественная церемония зажжения главной елки Карагандинской области. Посмотреть...

В селе Акжар Бухар-Жырауского района запустили водопровод

Населенный пункт расположен в 60 километрах от районного центра, здесь проживают более 350 человек. Есть Интернет, сотовая связь, освещение, а вот центрального водоснабжения...

На медали — вся история: в Караганде рассказали, как создавался «Знак Независимости»

Как сообщала «ИК», накануне праздника 16 декабря в Караганде был презентован «Знак Независимости», созданный республиканским Qazaq club. Эта памятная медаль повествует о 2500-летней истории...