Под грудой камней можно обнаружить целую историю
Даже самые незначительные находки свидетельствуют о том, что в поселении Аккезен жизнь била ключом. Исследователи отмечают, что именно здесь начинались древние урбанизационные процессы на территории Центрального Казахстана. Комплекс входит в состав Талдинского историко-археологического парка, перед которым стоит важная задача – развитие туристического потенциала Карагандинской области.
Древнее городище располагается на территории Акшокинского сельского округа Шетского района. Памятник датируется XIV-X веками до нашей эры и характеризует особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.
Поселение раскинулось на площади порядка 15 гектаров. Если в начале прошлого года речь шла о 71 сооружении, то уже к концу археологи зафиксировали 85 развалин каменных построек. Если не знать, где искать, то можно попросту пройти мимо – жилищные западины со временем заполнились землей, и сейчас площадка памятника покрыта густыми зарослями караганника. Но на отдельных глинистых участках поверхность напоминает такыры, местами размыта, и здесь встречаются мелкие раздробленные кости, фрагменты керамики и лощила.
Исследование поселения началось всего несколько лет назад. Так, в 2020 году было отреставрировано сооружение размером 32/7 метров. Его фундамент и внешняя ограда сложены из камня. Обнаруженный рядом менгир указывал на то, что для поселенцев это здание играло важную роль. Скорее всего здесь проводили общие собрания и обрядовые ритуалы.
В прошлом году областной историко-краеведческий музей и Центр по сохранению историко-культурного наследия продолжили изучение Аккезена.
Для раскопок, которые проводило ТОО «Археологические экспертизы», было выбрано сооружение, расположенное на западной окраине поселения.
Как и в предыдущем случае, развалины опоясывает прямоугольная ограда из небольших гранитных камней. Постройка возведена в котловане глубиной полметра. Со временем ее гранитные стены, естественно, обрушились, и все внутреннее пространство оказалось завалено обломками.
– Интересной особенностью жилища является способ использования пространства. Его место расположения характеризуется наклонным рельефом. Юго-восточная часть существенно ниже северо-западной. В результате строение приобрело двухуровневую структуру. Переход между уровнями был организован в виде своеобразной ступени, поперечно разделяющей строение на две приблизительно равные части, – объясняет в своем отчете руководитель ТОО «Археологические экспертизы» Ерлан Амиров.
Когда речь о раскопках, всегда интересно, что удалось обнаружить исследователям. Здесь «добычей» историков стали пять металлических изделий: двухперый втульчатый наконечник, деталь ременной гарнитуры, прут, круглая нашивная бляшка и шило. Взять, к примеру, деталь стрелы. Как было отмечено, такие образцы характерны для савроматской материальной культуры раннего железа (VII-IV века до н.э.) Металлический прут, изогнутый особым образом, образовал двойную дугу. Археологи предполагают, что это не что иное, как часть браслета.
– Подобные металлические изделия являются типичными предметами материальной культуры жителей Центрального Казахстана в эпоху бронзы. Предметы, найденные при раскопках поселения Аккезен, также встречаются в Кенте, Атасу, Боровом, Мыржике, Ак-Мустафе и других поселениях и курганах, – рассказывают ученые. – Это говорит о том, что обработка металла являлась одной из ведущих отраслей производства племен в период наивысшего развития культуры бронзы, особенно на бегазы-дандыбаевском этапе. Дальнейшие исследования археологических памятников и материалов позволяют выявить влияние Центрального Казахстана на развитие палеометаллургии в других регионах.
Кроме того, в обиходе по-прежнему оставались костяные инструменты. Взять, к примеру, тупик из нижней челюсти животного. Ее часть с зубами древние ремесленники удалили. Рабочая поверхность была сглажена. Просверленные в ней три круглых отверстия разного диаметра свидетельствуют о том, что тупик применялся для обработки сыромятного ремня. Заготовку продевали в отверстия, и благодаря трению она приобретала вид круглой тесемки, подходящей для плетения и шитья. А просверленной лопаткой и фрагментом изделия из трубчатой кости, считают историки, мастера городища обрабатывали и разминали кожу.
В числе находок также нужно отметить костяную пряжку – уплощенно-полусферический предмет диаметром 4,2 и толщиной 1,8 сантиметра. Лицевую часть бляшки украшают орнаменты из кружков, которые соединены между собой полудугами. На обратной стороне – прямоугольные отверстия для продевания ремня.
– Относительно высокая концентрация костяных изделий свидетельствует об их значительном месте в материальной культуре племен поздней бронзы. Описанные изделия дополняют серии костяных изделий из памятников Бегазы-Дандыбаевской культуры. Особо выделяется резная декоративная пряжка, выполненная с высоким уровнем мастерства. Такие изделия являются своего рода визитной карточкой Бегазы-Дандыбаевской культуры Центрального Казахстана, – подчеркивают историки.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА