ДомойНовостиКультураК просвещению и независимости

К просвещению и независимости

Историю двигают не массы, а единицы, личности, вдохновляющие своим примером, делами и идеями эти самые массы. Поэтому мы по праву совестью нашего народа можем считать деятелей «Алаш-Орды», которые стремились видеть казахскую нацию независимой и счастливой. Всего два года и три месяца просуществовала в Великой степи новая, зарождающаяся цивилизация «Алаш-Орда», пытавшаяся изменить сознание простого степняка. Однако, как пишет Елбасы Н. Назарбаев в книге «В потоке истории»: «Как бы то ни было, благое дело «Алаш-Орды» закончилось очень трагично. Этот горячий порыв молодых образованных представителей казахского национального духа не смог найти воплощение в жизнь в силу сложившихся в то время обстоятельств». Среди них — наши земляки А. Ермеков, Ж. Акбаев и другие, которые были людьми высокого порыва и самопожертвования, сформировавшими мировоззрение своей эпохи. Они явились поистине безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности национальному и гражданскому долгу.

Первый профессор математики

Фундамент казахской государственности заложили деятели движения «Алаш» и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции. Они приняли активное участие в процессе определения границ и воссоединения казахских земель.

Особая заслуга в возвращении Казахстану стратегически важных территорий принадлежит одному из лидеров правительства «Алаш-Орды», первому казахскому профессору математики Алимхану Абеуовичу Ермекову. Его жизнь и судьба — это яркое воплощение бурного ХХ столетия. Один из незаурядных, разносторонне талантливых представителей замечательной плеяды казахской интеллигенции, видный государственный и общественный деятель А. Ермеков застал разные эпохи народного бытия.

Благодаря крупным монографическим исследованиям доктора исторических наук Ж.У. Кыдыралиной «Алимхан Ермеков: судьба и время» и кандидата исторических наук, доцента К.С. Ускембаева «Әлімхан Ермеков: Тұлға тағылымы» подробно освещаются жизнь и деятельность одного из незаурядных представителей передовой казахской интеллигенции начала ХХ века. На основе многочисленных архивных документов и материалов, а также на широком фоне эпохи в вышеуказанных книгах доказывается, что вся жизнь и деятельность А. Ермекова — это наглядный и достойный пример самоотверженного служения народу и республике.

По выражению ряда авторов, в целом к значительным и успешным результатам деятельности Алимхана Абеуовича способствовали глубокое знание им вопросов права, истории этноса, экономической географии, непоколебимая убежденность в необходимости национального суверенитета, прагматизм мышления и редкое умение убеждать оппонентов. В свое время талантливый поэт Султанмахмут Торайгыров так охарактеризовал его в своей поэме-посвящении лидерам движения «Алаш»: «Молодой Ермеков хваток и прозорлив, как быстролетный и зоркий сокол…»

А. Ермеков — человек-легенда, достойно вынесший все испытания судьбы, сохранив при этом жизненную стойкость, душевный свет и человеческое благородство. Родился он в 1891 году в Темиршинской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Актогайский район Карагандинской области). В 1905 году окончил Каркаралинское трехклассное училище. В том же году поступил в Семипалатинскую мужскую гимназию, которую окончил с золотой медалью в 1912 году. Затем первым из казахов Алимхан поступил в Томский технологический институт, окончив его только в 1923 году. Обучение было прервано революцией. Лишь по специальному мандату народного комиссара просвещения А. Байтурсынова Ермеков смог продолжить свою учебу в Томске.

Между 27 апреля и 7 мая 1917 года Алимхан — участник Семипалатинского областного казахского съезда. Был избран в секретариат президиума съезда, а затем по решению съезда избирается членом Семипалатинского областного казахского комитета. Кроме того, вместе с Халелом Габбасовым назначается заместителем председателя исполнительного комитета Семипалатинской области. 19-21 марта 1918 года по поручению А. Букейханова в разговоре по прямому телеграфу с Лениным и Сталиным в Москве А. Ермеков и Х. Габбасов поставили перед большевиками главный вопрос о признании целостности казахской территории и возможности устройства будущей жизни казахского народа на правах автономии. Весной-летом 1920 года, будучи членом Киргизского ЦИК, Алимхан был делегирован в Москву с докладом «О положении Казахского края вообще и по вопросу о границах в особенности». Именно тогда, в процессе четырехмесячной кропотливой работы, вопреки мнениям многих других чиновников центрального аппарата, Ермеков добился возвращения Казахстану очень важных территорий. Среди них особо следует отметить побережье Каспия, Акмолинскую и Семипалатинскую области. Сегодня нашему государству это обеспечивает выход к Каспию и владение запасами нефти и газа, с которыми в значительной мере связывается экономическое и политическое будущее суверенного Казахстана. На территории Акмолинской области располагается новая столица нашего государства.

С 1926 года он как один из немногих высококвалифицированных специалистов привлекался к работе в вузах Ташкента и Алма-Аты. Работал в должностях заведующего кафедрой математики, имел ученое звание доцента. В 1935 году ВАК СССР присваивает ему звание профессора математики и теоретической механики. В 1932-1937 годы профессор математики Ермеков интенсивно занимался разработкой научной математической терминологии и созданием учебников и учебных пособий по математике на казахском языке. По специальному заданию Наркомпроса республики возглавляемая им группа математиков успешно разработала и опубликовала несколько бюллетеней по математической терминологии на казахском языке. Но ни в одном учебнике по разным разделам математики, ни в сводном терминологическом словаре, выпущенных до середины 90-х годов, не упоминалось имя Ермекова. Он же издал в 1935 году на казахском языке учебник «Ұлы математика курсы» («Курс высшей математики»), а также разработанный на основе своей педагогической практики словарь-справочник «Математические термины на казахском языке». Исследователи обнаружили их уже в период независимости Казахстана.

В 1938 году Алимхан Абеуович был приговорен к длительному лагерному заключению. В 1947 году, отбыв 9 лет в Енисейлаге, что в Канске Красноярского края, вернулся в Казахстан, но 4 декабря 1948-го был вновь арестован. И еще 7 лет пришлось ему провести за колючей проволокой в городах Воркуте Коми АССР и Тайшете Иркутской области. Лишь в 1955 г. он был досрочно освобожден. Всего А. Ермеков находился под следствием и в заключении восемнадцать лет. Однако и после официальной реабилитации в 1955-1957 годах его имя долгое время было под запретом и не попадало на страницы Казахской энциклопедии. Это стало возможным лишь в 2001 году.

Алимхан Абеуович Ермеков скончался 23 июня 1970 года в Караганде. Учитывая большие заслуги в истории становления Казахстана, неоценимый вклад в науку и культуру нашего государства, его именем названы улицы в городах Караганде и Каркаралинске, специализированный Дом книги в Караганде, СШ № 131 в Агадыре. В 1998 году в Актогайском районе, на родине А. Ермекова, открыт памятник землякам «Алаш-Орды»: Алихану Букейханову, Алимхану Ермекову, Жакыпу Акбаеву.

Руководству Казахстана удалось построить современное государство с развитой рыночной экономикой, устойчивой политической системой, направленной на социально ориентированную защиту своих граждан. И в дальнейшем успех модернизации во всех сферах будет зависеть от каждого гражданина, его жизненной позиции и отношения к обществу. Этому учат немеркнущие примеры истории, жизни и деятельности такой выдающейся личности, как А.А. Ермеков. Незаурядные личности поколения «Алаш» навсегда остаются нравственными ориентирами для своей нации, немеркнущими образцами высокого человеческого духа и служения Отечеству.

Магистр права из народа

Общественный деятель, представитель наиболее передовой части казахской интеллигенции, один из близких друзей Алихана Букейханова, юрист-правовед Жакып Акбаев родился 25 октября 1876 года в ауле № 3 Каркаралинского уезда Бериккаринской волости, в местечке Тониректас, в семье зажиточного крестьянина.

В 1886 году Жакып обучался в казахском интернате в Каркаралинске. В 1889 году поступил в Омскую гимназию, затем перевелся в гимназию Томска. В 1903 году окончил с золотой медалью юридический факультет Санкт-Петербургского университета, получив диплом I степени. В годы студенчества политические взгляды будущего правоведа формировались в демократическом ключе. Монархическое единовластие, коррумпированность государственного аппарата, царящая несправедливость наводили молодого человека на мысли о судьбе своего народа. В Санкт-Петербурге Акбаев близко сходится с людьми прогрессивных взглядов, которые поднимают вопросы изменения устройства государства на конституционной основе.

Во время учебы в университете Жакып отличался целеустремленностью, неуемной жаждой знаний, желанием получить разностороннее образование. Свидетельством этому служат и письма Акбаева на имя руководства университета с просьбами дать ему разрешение на прослушивание лекций профессора мнемоники С. Файнштейна в г. Одессе и о продолжении учебы в Санкт-Петербургском археологическом институте. Государственная экзаменационная комиссия утвердила для защиты его тему под названием «Семейно-брачное право у казахов». Спустя годы, в период его нахождения под стражей, он продолжил работу над развитием этой темы и в 1907 году опубликовал ее в работах Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Ему первому из казахов присваивается звание магистра права.

В 1903-1905 годы Акбаев служил в Омском судебном ведомстве. В июле 1905 года генерал-губернатор Степного края Сухотин поставил вопрос о запрете представителям казахского народа принимать участие в выборах в Государственную думу. В этой связи при содействии Букейханова 22 июля 1905 года на имя Николая II отправляется телеграмма за подписью 42 представителей казахской интеллигенции Каркаралинского уезда, осуждающая политику царского наместника. Непосредственно подготовкой этого документа занимался Ж. Акбаев.

Некоторые интересные сведения о жизненном пути первого казахского магистра права приводит кандидат педагогических наук Ж. Турсынова в своей статье «Политик. Патриот. Правовед» («Индустриальная Караганда», 22 февраля 2021 года): «В 1907-1927 годы трудился в губернских судах Семипалатинского, Сырдарьинского округов. После выступления в Омске в октябре 1905 года на митингах и демонстрациях с антиправительственными политическими речами о необходимости свержения самодержавия покинул судебные ведомства. Год спустя был арестован по обвинению в оскорблении императора, агитации и пропаганде против существующего строя. Впервые попал под арест 11 января 1906 года по обвинению в государственной измене, затем в 1908-м, 1910-м и 1929 годах за свои убеждения сидел в тюрьмах Каркаралинска, Павлодара, Семипалатинска, Омска, Алма-Аты. Несколько раз находился в ссылке, в том числе в Якутии и Семиреченской области. После установления советской власти Жакып Акбаев работал юристом Семипалатинского губревкома, был членом Семипалатинского совета народного суда. В 1917 году казахский комитет Каркаралинского уезда открыл в его честь медресе Якуба (Жакыпа) с бесплатным обучением».

В 1927 году он написал свой главный труд «О происхождении казахского народа», который, к сожалению, не получил широкой известности.

В годы репрессий была уничтожена наиболее высокообразованная часть казахской элиты. Как и другие деятели движения «Алаш», в 1929 году Ж. Акбаев был необоснованно репрессирован. Отбывал ссылку в Воронеже. В 1934 году по болезни вернулся в Алма-Ату и в том же году скончался в возрасте 60 лет. Реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР 28 февраля 1958 года. Об этом семья Жакыпа Акбаева узнала только в 1989 году.

В одном из своих интервью Елбасы Н.А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению». Важно отметить, что сегодня в условиях независимости мы наблюдаем преемственную связь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью.

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук, профессор, академик,

почетный работник образования РК

Похожие статьи

Лента новостей