На литературной страничке представляем Александра Бруновича Шпренгера. Он – автор многих художественных и научных произведений, стихов и прозы.
Родился в 1954 году в Караганде. По образованию – горный инженер-геофизик, окончил Карагандинский политехнический институт. Трудился геологом в Центральной тематической партии, старшим инженером КНИУИ, заведующим лабораторией в политехе, модельщиком по дереву в литейном производстве. Сейчас – пенсионер. Занимается созданием культурно-просветительской общественной организации «Форум народной школы».
Его работы опубликованы на литературных сайтах proza.ru, stihi.ru, fabulae.ru, в интернет-журнале «Грани эпохи», во множестве сборников.
Сегодня мы предлагаем читателям “ИК” ознакомиться с одним из его произведений (в сокращенном варианте).
Прошлое, настоящее и будущее в круге вечности
С именем Николая Рериха и его жены Елены Ивановны Рерих в нашу жизнь вошла Живая Этика. Она вошла как новая ступень жизни, давшая новый жизненный синтез – новую йогу, иначе говоря, мост, соединяющий Небо и Землю. Это источник живой воды, дающий ключи светлого знания.
Рерихи щедро поделились с нами своим жизненным восхождением, и теперь во многих книгах и более чем семи тысячах картин Николая Рериха и около четырех тысяч картин Святослава мы можем зримо соприкоснуться с горением сердец и высокими устремлениями этих великих душ, а через них – с пламенными подвигами многих подвижников мировой культуры. И теперь путь этот из как бы недосягаемых высот начинает для нас приобретать все более зримые и познаваемые очертания. Простые и выразительные образы этой необыкновенно содержательной живописи помогают нам увидеть в самых высоких и сложных понятиях жизненную динамику и суть.
Понятие о психической энергии позволяет по-новому увидеть и соединить воедино казавшиеся противоречивыми учения древности и современную науку, а высший этический принцип этого учения – найти самое ценное для человека, а затем расширить и возвеличить его – дает надежду и реальную возможность для реализации великой мечты человечества о единении, для создания Общечеловеческого Братства, сотрудничества всех со всеми без всяких ограничений.
В реализации большой цели всегда возникает одна проблема. Эта проблема – победить пыль каждодневности. Поистине, высокое понятие красоты является тем средством, которое может просветлить нашу повседневную жизнь и поможет достичь духовного пробуждения. Потому главный результат выставки – это души, затронутые Красотой и Светом.
Мы все путники на поле жизни, и самое большое, что может сделать человек для других людей, – это поделиться своим восхождением.
Касаясь многих пластов мировой культуры, Николай Константинович Рерих запечатлел все ступени и ступенечки этого пути в своих картинах, дневниках, книгах. Книги Живой Этики, записанные Еленой Ивановной Рерих, поистине могут напитать новыми идеями и духовными устремлениями целую эпоху. Совершенно особенное значение имеет то, что Рерихи прошли этот свой блистательный и необыкновенно широкий путь по вершинам – никогда никого не унижая, но всегда возвеличивая и расширяя все то, к чему они прикасались. В этом заключается высший этический принцип, данный в Живой Этике, который воистину дает спасение на поле битвы непримиримых идеологических лагерей.
Две с половиной тысячи лет назад Пифагор сказал, что три бича угрожают человечеству: материализм ученых, невежество священников и отсутствие дисциплины у демократов. На этом вырастает деспотизм. И мы с удивлением обнаруживаем, что как в древности, так и сейчас простая человеческая ограниченность и невежество всегда были препятствием на пути развития и прогресса. Но именно теперь, среди информационного спама, который заполняет сейчас большую часть нашего восприятия, среди оплаченных кем-то войн и разложений общечеловеческих устоев, среди расчеловечивания человека, которое уже стало общим местом в комментариях гуманистических ученых современности, свежая струя подвига этих великих душ вновь и вновь несет нам свет чистого знания и высокой духовности. Не умаляя, но возвышая и расширяя сознание каждого человека, соприкасающегося с этим, они дарят нам свой свет не только примером своих жизненных достижений, но именно свет как научное понятие и научную практику, начальные основы которой мы теперь можем ясно отследить по научным экспериментам методом супругов Кирлиан, которые представлены на стендах выставки. Это примеры фотографий свечения в высокочастотном электрическом поле человека, растений и других объектов в различных состояниях и при различных условиях и влияниях.
В недрах человеческих цивилизаций всегда находили себе место гнезда как светлого, так и темного знания. В чем же их отличие? Своим творчеством Рерихи ясно дают нам понять, что только сознание красоты дает нам полноту и жизненный синтез, дает нам ощутить выражение Безграничного во всех малых проявлениях, почувствовать дыхание будущего, и именно своим глубинным воздействием оно помогает нам пробудить в себе настоящую свободу и одновременно обрести главную ориентировку в жизни, ориентировку по самому глубокому магниту души, наполняющему содержанием каждое мгновение и создающему в конечном итоге завершенные эволюционные циклы, которые всегда дают нам выход в новые сферы познавания.
Благодаря Рерихам мы можем почерпнуть бесчисленное количество примеров таких циклов, постепенно выращивающих наше сознание, из книг Живой Этики или же попытаться прочитать эти циклы в последовательности определенным образом расположенных картин Николая и Святослава Рерихов. Кто знает больше, может попытаться это сделать даже логически, а кто знает меньше, пусть просто прикоснется душой и сердцем – по созвучию, ибо каждому дано ощутить в той или иной степени великое дыхание Истины.
По мере возможности мы все будем учиться у Рерихов беспредельному пути эволюции.
Рерих – не эзотерик и не мистик, как его сейчас часто называют. Если древнее понятие «ПОСВЯЩЕНИЕ» он предлагает заменить словом «ОБРАЗОВАНИЕ», а для понятия «ПРОРОК» предлагает более простое и ясное словосочетание «СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ», то, наоборот, он просто расширил поле науки до беспредельности, ввел новые критерии, которые соответствуют современному уровню знаний, и снял нелепые ограничения с человеческой мысли.
То, что принесли Рерихи, – их жизнь, их творчество, их Учение, – является выражением самой большой и самой высокой мечты человечества. Это одни из немногочисленных людей, о которых можно сказать, что их жизнь – образец бескорыстного служения человечеству Земли. Потому что Рерихи – это явление поистине космического масштаба, стоящее как бы над наукой, над искусством, над религией, над йогой, над философией, над политикой и в то же время вмещающее в себя все это.
Выставка Рериха. Открытие. Корреспонденты, телевидение, школьники. Речи, стихи, музыка, интервью. Ударная информация. Кажется – вот оно, завертелось.
На следующий день – первая экскурсия. А я и не подумал, что буду говорить, – замотался с организацией. «Вы беседовали со своими учениками?» Нет, они хотят готовенькое и все сразу – «У нас мало времени». Оказывается, организовать экскурсию проблематично, а вот увести школьников со своего урока – это самый простой метод.
«Вы находитесь на выставке великого русского художника… семь тысяч картин» – слова рождаются на ходу. Трудно выхватить главное. Задаю вопросы. Диалог рождается трудно. Вселенная как-то реагирует на то, что происходит. Мы смотрим на картины, и начинают оживать лики – в горах, в облаках, в очертаниях скал и озер.
«Охота» – темные фигурки в зоне страданий и сострадающие, и в то же время строгие лики на белоснежных горах.
Фильм смотреть некогда. «Приходите завтра». Славик раздает детям визитки с картинами и высказываниями Рерихов.
В плохую погоду в музей почти никто не ходит. Четыре-шесть человек в день – это очень мало. «Распятое человечество» почему-то попало в самый угол – тупик. Я подхожу всякий раз, когда кто-то задерживается возле этой картины и пояснений на голубых листках.
«Между какими полюсами распято человечество?»
Снизу висит подсказка: «Добрый разбойник и жестокий благочестивец до сих пор живут на Земле».
Постепенно выясняется, что желание жить в свободе и стремление руководствоваться системой правил в большинстве случаев противопоставляются друг другу в нашем сознании и порождают соперничество, самоутверждение и конфликты всех масштабов и во всех областях жизни: муж – жена, дети – родители, рабочий – администрация, преступник – закон, атеист – верующий, небо и земля.
Неумение уравновесить эти две идеи – основа всех человеческих конфликтов, и все разделено на два лагеря. Самоутверждаться можно на системе идей-правил или же на идее свободы от каких-либо правил, которая в крайнем своем выражении порождает скепсис и отрицание чужих познаний, систем и опытов жизни. Два громадных лагеря, два змея, пожирающих хвосты друг друга, но абсолютно одинаковых в своем качестве и своих мотивах. В чем же ошибка?
Человек выше идеи, и настоящая свобода – это не освобождение себя от ответственности, но, наоборот, она является наибольшей ответственностью. Свобода не от чего-то, а для чего-то – это меняет все и требует раскрытия творческого потенциала, а не спора о догматах.
А настоящий закон?.. Он не формален, он всегда советуется с сущностью и СЛУЖИТ ДВИЖЕНИЮ К СВОБОДЕ.
«Человек для закона или закон для человека?» – сказано в Евангелии…
Чтобы правильно соотнести идеи и не бегать по кругам эго-цикла, нужно отказаться от отождествлений себя с чем-либо и от всякой собственности и встать выше идей. «Примите все, но не считайте своим», и свобода духа – не в отшельничестве и уходе от жизни, но в непривязанном действии.
Мы идем по ступеням познания к свободе, и на каждой ступени целесообразна своя система правил.
Прошлое, настоящее и будущее в круге вечности.
Разум, чувства и воля в круге синтеза.
«Несите разумное, доброе, вечное» – тоже три.
Количество, качество и мера в полноте отражают жизненные трансформации.
Состав, структура и свойства – полнота характеристик любого вещества.
Земля, небо и человек – три принципа японской икебаны.
Посетители говорят, что «Распятое человечество» не повесишь у себя в комнате. Знание бывает трудным и неприятным. Но надо знать. Кто чувствует и доверяет сердцу, тот поймет и исполнит, и построит мечту, и не испугается жизни и своей любви…
Подготовила Лиэль Степкина
Фото из архива Александра Шпренгера