Экспозиция «Театр начинается не с вешалки» познакомила зрителей с разными эпохами. На площадке творческой экспериментальной лаборатории «Гражданин художник» были представлены работы художницы Илоны Боксер и костюмы актрисы Нины Мокринской почти вековой давности.
Основная часть экспозиции – эскизы к спектаклям, рожденные фантазией московского дизайнера. Некоторые сопровождаются пояснительными записками, что дает представление о том, какие мысли роились в ее голове в процессе создания очередного творения. Например: «Плащи не до пола, а чуть длиннее щиколоток. 3 шт. 3 шт. мужских плащей, но покороче – до середины икры». Так создавались образы персонажей в постановке «Три сестры» по пьесе Антона Павловича Чехова. Здесь также можно увидеть наряды к «Риголетто» Джузеппе Верди, Королевы Чардаша «Сильвы» Имре Кальмана и другим спектаклям российских театров. Илона Боксер участвовала в подготовке более 45 спектаклей, причем не только в качестве художника по костюмам, но и сценографа. Это Волгоградский театр музыкальной комедии, Волгоградская оперная антреприза, Новосибирский театр оперы и балета, Московский дом музыки, театры Орска, Магадана, Омска.
Куратор экспозиции Юлия Ляндаева, рассказывая о рождении идеи выставки, отметила, что с Илоной Боксер общается очень давно, но исключительно в интернет-пространстве:
– Тем не менее мы настоящие друзья. Поддерживаем друг друга, делимся идеями. Планировали совместные проекты, но в силу различных обстоятельств приехать она не смогла, хотя очень хотела увидеть Караганду.
Кроме того, организатору захотелось наполнить мероприятие аудио-частью. На помощь пришла педагог Оксана Суворкина, которая подготовила лекцию, посвященную истории театрального костюма. Дальше – больше. В процессе подготовки Юлия вспомнила: карагандинская художница Марьяна Макеева рассказывала о том, что читает книгу – мемуары актрисы Нины Мокринской, родственники которой живут в нашем городе. Так и решила включить в экспозицию рассказ о ней. А дополнили выставку ее сценические костюмы, созданные своими руками.
Они хранятся у Нины Шегловской – родной племянницы Мокринской. Она и поведала историю об этой интересной личности, которую российская пресса назвала «харбинской Золушкой».
«Я родилась в бухте Тетюхе…» – писала Мокринская в своих воспоминаниях. Будущая танцовщица появилась на свет в 1912 году в канун Первой мировой войне. Ее отец Георгий Марчанадзе происходил из грузинского княжеского рода. И когда решил сменить фамилию, его крестным отцом был сам император Николай II.
– Тетя Нина была старше мамы на 12 лет. Их детство и юность выпали на годы японской оккупации Харбина. Она раньше встала на крыло и, пользуясь знанием японского языка, стала подрабатывать в баре поезда для офицерского состава, который циркулировал по Маньчжурии. Заработанные деньги использовала для оплаты учебы – мечтала танцевать, – вспоминает Шегловская. – После этого уехала в Шанхай, где устроилась в известный ансамбль под управлением В. Туренина, который выступал с гастролями на Филиппинах, юге Китая. Там она встретила своего будущего мужа – французского летчика Андре Фушье. После завершения Второй мировой войны он официально вызвал ее во Францию, где они и поженились. Впоследствии Фушье стал дипломатом – работал в Японии, Бангладеш, Танзании. А тетя оставила сцену.
На память о жизни под светом софитов Нина Мокринская хранила наряды. Три из них она впоследствии подарила племяннице. Они-то и были представлены на выставке. Прошло почти восемь десятков лет, а краски не утратили своей яркости, не разошелся ни один шов.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО