ДомойНовостиКультураО чем поет кыл кобыз?

О чем поет кыл кобыз?

Со всех уголков страны в Караганду приехали музыканты, владеющие мастерством игры на одном из самых древних и загадочных музыкальных инструментов казахского народа, чтобы чествовать своего наставника Жанхаша Жумабекова.

Местом встречи учеников и педагога стал Государственный ордена Дружбы народов русский драматический театра имени К.С. Станиславского. В зале были заняты все места — каждый, кто знаком с мастерством музыканта, посчитал своим долгом посетить юбилейный концерт. Мероприятие посвящено 30-летию Независимости РК, 70-летию Карагандинского колледжа искусств им. Таттимбета. Но в основе всего лежало другое знаковое событие — 30 лет назад по инициативе Жанхаша Жумабекова в колледже при отделении народных инструментов открылся класс кыл кобыза.

Он является хранителем и популяризатором творческого наследия нашего народа. Кыл кобыз — инструмент, который мог остаться только в легендах. Как правило, его использовали в своих ритуалах шаманы-бақсы и лекари-емші. С распространением ислама в Великой степи о нем стали постепенно забывать.

В Караганде возрождению былой славы способствовал, как уже говорилось выше, Жанхаш Жумабеков. А начиналось все с того, что после окончания школы
им. Ы. Алтынсарина (Шетский район) в 1981 году он поступил в Джезказганское музыкальное училище по классу прима кобыз. Оттачивать свое мастерство продолжил в консерватории им. Курмангазы. И уже на первом курсе педагог Базархан Косбасаров, ныне профессор, предложил молодому дарованию перевестись в свой класс.

— Я с радостью согласился. Дело в том, что в раннем детстве влюбился в этот инструмент. Моего отца зовут Ыкылас. А в то время по радио часто передавали кюи Ыкыласа Дукенулы, продолжателя традиций Коркыта, в исполнении Даулета Мыктыбаева. И мне, мальчишке 3-4 лет, думалось, что это играет мой отец. Я все бросал, бежал к радио и, слушая, засыпал под эти волшебные звуки, — рассказал педагог.

За 30 лет он воспитал около 40 музыкантов. А казалось, что счет должен идти на сотни. Этому есть объяснение. Оказывается, кыл кобызисты — «штучный товар». Но зато все как один лауреаты и победители международных и республиканских конкурсов. Как объяснил Жанхаш Ыкыласович, в класс набирают максимум два ученика, потому что процесс обучения предусматривает индивидуальный подход. Например, в настоящее время в колледже получают знания всего пять человек.

Двое воспитанников Ж. Жумабекова в настоящее время работают в Концертном объединении им. К. Байжанова. Остальные прославляют карагандинскую школу в других регионах Казахстана. И большая часть из них приняла участие в юбилейном мероприятии. Например, Аяулым Алтынбеккызы приехала из Актобе, где сейчас работает в областной филармонии им. Газизы Жубановой. Аяжан Жунусова продолжает образование в Павлодарском педагогическом университете.

— Жанхаш Ыкыласович — истинный педагог. Он отдает своему ученику все, что у него есть, — знания, мастерство, отношение к окружающему миру, помогая реализоваться как личности, — отметила девушка.

Иначе и быть не может, ведь кыл кобыз обладает уникальной способностью раскрывать внутренний мир человека. А в его звуках слышна сама природа — пение птиц, степной ветер, топот копыт скачущих лошадей. Закрываешь глаза, и кажется, что ты издалека наблюдаешь за жизнью наших предков. Вот за дастарханом под открытым шаныраком протекает неспешная беседа аксакалов, а там, в степи, дети носятся наперегонки, пытаясь поймать бабочку. Но тут надвигается туча, и на горизонте появляется вражеский отряд, готовый смести все живое на своем пути… Кыл кобыз успокаивает, завораживает, тревожит и печалит, но никого не оставляет равнодушным.

В этом смогли убедиться все, кто присутствовал на концерте, в программе которого звучали бессмертные кюи Коркыта, Ыкыласа Дукенулы и др. И думается, что каждый, окунувшись в этот магический мир музыки, понял, насколько велико и бесценно творческое наследие нашего народа.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

Лента новостей