ДомойНовостиКультураНе приемля тщеславия

Не приемля тщеславия

Творчество династии художников Есиркеевых знакомо нескольким поколениям казахстанцев

Внутренняя культура и кротость отличают каждого члена этой интеллигентной семьи. Раимкул Есиркеев в жизни был чрезвычайно застенчивым человеком. Об этом говорят многие, кто был лично знаком с ним. Эта черта характера прослеживается и в его сыновьях Куаныше и Мейраме. А самое главное, в произведениях, которые они создают.

Именно «скромность» лейтмотивом и красной нитью выступает в работах каждого мастера кисти. Их общая черта — рассуждать в своих полотнах тихо, размеренно и спокойно.

Основатель династии Раимкул Есиркеев родился в 1921 году. В 17 лет был призван в армию. После войны жил и работал в Балхаше, где и создал семью. В 1948-м вместе с супругой и сыном Куанышем переехал в Караганду, где вскоре родился младший сын Мейрам.

В 1964 году Раимкул вступил в состав Союза художников СССР. Несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, он был первым художником-казахом Союза художников города Караганды. Его излюбленным жанром стал самый сложный в живописи — портрет, требующий передачи внутреннего содержания человека и его характера. Раз за разом из-под кисти мастера рождался удивительно емкий рассказ о портретируемом, в собирательном ли образе защитников родины, или деятелей культуры и, конечно, в портрете самого близкого человека — мамы, которой он посвятил 10 полотен.

Его герои слушают и понимают собеседника. Такое сопереживание и близкий диалог, единение со зрителем крайне редко встречаются в этом жанре изобразительного искусства. В фондах музея имеется 32 работы, и каждая — это еще одна живая встреча с людьми, которых уже нет с нами.

Куаныш Есиркеев окончил художественное училище имени Н.В. Гоголя в Алма-Ате, затем Государственный художественный институт им. В. Сурикова в Москве (1963-1968). Это художник глубокой мысли и чувств. Его произведения очень доступны для понимания, они не будоражат и не вызывают спонтанных чувств, а очень «интеллигентно», ненавязчиво входят в умы и после первого знакомства остаются в памяти навсегда. А каждый последующий просмотр удивительным образом открывает что-то новое.

В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства находятся приобретенные в конце прошлого столетия шесть работ автора. В их числе — пейзаж «Индустриальный», написанный в 1984 году. Это последнее произведение, посвященное экологии родного города. Картина-чертеж, калька архитектора, макет застройщика — так автор начал свой рассказ. Хрустальная чистота, за которой уже потом видится «человек-владыка» со своими насильственными правилами. Абсолютная тишина, в которой слышится: кто это сделал и для кого? Вот вопросы, которые задает художник в этом идеальном пейзаже. Степь для Куаныша Раимкуловича — живой организм, с которым нужно считаться. Он начал говорить об этом очень давно, потому что любит свою землю всем сердцем. Для своего рассказа-мольбы он подобрал изысканные тона, которые настолько легки, что практически не касаются холста, а их полупрозрачные переплетения мертвенно прохладны.

Творчество Куаныша Есиркеева достигло апогея, и вместе с ним пришло душевное нездоровье величайшего мастера. С 1986 года, а именно с 39 лет он не берется за кисть.

Краски Мейрама Есиркеева поэтичны и звучат как первые слова ребенка: откровенно наивно и с чистыми помыслами. Живописец, член Союза художников Республики Казахстан, он в 1973 году окончил Карагандинский политехнический институт, затем работал на шахте «Степная». Именно в забое, далеко не в творческой обстановке, Мейрам начал делать первые наброски с натуры. Так пришло увлечение, и родился первый цикл работ, посвященный шахтерскому труду. Художественное образование получил в семье, так как отец и брат были профессионалами в своем деле. Именно поэтому его становление как мастера было разносторонним. Полученные навыки и знания удивительным образом сыграли на его природной одаренности, породив своеобразный творческий почерк со своими техниками и видением. Взять, к примеру, пейзаж «Весна на Балхаше». Он фантастически красив: чистейшие цвета, на переднем плане желтый песок и кусты саксаула — вечного дерева Балхашской полупустыни. Сразу за ними — синева с белой волной, дальше бирюзовая гладь, затем снова желтый. У горизонта земляной вал, покрытый зеленью, и, наконец, небо — бескрайнее, высокое, с ватными облаками. Мейрам Есиркеев создал гимн загадочному и таинственному Балхашу, покрыв его еще одной загадкой.

…Работы трех художников — отца и сыновей — разнятся и в то же время питают друг друга. Видение каждого особенно, так же, как и техника изложения чувств у каждого своя. Все произведения связаны между собой невидимыми нитями и узами, в которых хранится некая тайна. Вместе с желанием творить из поколения в поколения переходят и жизненные принципы. Они очень просты. Это  отсутствие тщеславия, которое не приемлет настоящее искусство.

Снежана ЧЕРКАЕВА,

руководитель экскурсионно-
массового отдела Карагандинского областного музея

изобразительного искусства

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Предыдущая статьяЖивое слово Регины Дериевой
Следующая статьяПроверь себя сам
Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярные