В зале полная тишина, на сцене только движение. Слов нет, но зрители слышат все: шаги, дыхание, боль, тоску и любовь. Так в Караганде оживает «Жамиля» Чингиза Айтматова в необычной пластической постановке Бека Киекбаева.
Новая премьера Областного академического казахского драматического театра имени Сакена Сейфуллина удивила публику. Историю, знакомую многим с юности, рассказали без привычных длинных диалогов, а жестами, мимикой, ритмом. Сюжет повести многим хорошо известен. Это годы Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, женщины держат тыл. В центре повествования – сильная и свободолюбивая Жамиля. Ее муж воюет, а в родном ауле рядом появляется Данияр. Между ними вспыхивает чувство, которое вызывает осуждение и сплетни односельчан. Кто-то считает ее поступок предательством, кто-то настоящей любовью. Среди тех, кто понимает героиню, оказался младший брат мужа Сеит.
Образ Жамили воплотила на сцене молодая актриса Мақпал Маусымбек, недавно пришедшая в труппу театра.
– Чтобы сыграть главную роль, перечитала повесть несколько раз. Ее характер мне близок. В героине увидела себя. Думаю, поэтому выбор режиссера пал на меня, – рассказывает актриса.
Режиссер Б. Киекбаев, поставивший спектакль, объясняет, почему решился на такой эксперимент.
– Мне хотелось показать то, что у Айтматова остается между строк, например, боль войны, изломанные судьбы, невыраженную злость. Это нельзя выразить словами, но можно показать телом. Такой метод требует от артистов особой гибкости и мастерства, – подчеркивает режиссер.
Тяжелый труд в тылу, напряженность и скрытая ненависть односельчан, тоска девушки и ее жажда свободы выражены лишь движениями. Публика видит не только сюжет, но и характеры того времени.
Стоит отметить, что такой подход –редкость даже для больших сцен. «Спектакль тяжелый, но правдивый», – делятся впечатлениями зрители после премьеры. Действительно, классика может звучать свежо, если найти для нее новый язык. И этот язык – не обязательно слово.
Қайныш БҰХАРБАЙ
Фото казахского драмтеатра им. Сакена Сейфуллина