В Областном музее изобразительного искусства проходят музейные уроки и тематическая выставка, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий и голода.
Развитие изобразительного искусства в Караганде во многом связано с печальной страницей в истории Казахстана. В экспозиции представлены произведения художников, которые не по своей воле оказались на карагандинской земле. Несмотря на трудности и лишения, эти люди находили прекрасное в окружающем мире. Они писали пейзажи и натюрморты, а также портреты начальников лагерей и их родных.
На выставке представлены три произведения талантливого репрессированного художника, руководившего Государственным музеем изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, Владимира Эйферта. Картина «В телятнике. Ссылка в Караганду» написана мастером кисти в 40-х годах ХХ века.
Автор сам являлся свидетелем того, как в вагонах для скота насильно везли взрослых и детей на чужбину. Тревожно всматриваясь в степь, люди мысленно прощались с родным краем. Тесный вагон заполнен вещами, которые наспех были собраны в дорогу. В далекий Казахстан Владимир Александрович был депортирован как немец вместе со своей женой Елизаветой Ефремовной. Вот и в экспозиции представлен портрет жены в шубе. Вместе они преодолевали все житейские невзгоды. Картина написана в сдержанных тонах, при этом взгляд у женщины серьезный и печальный.
В Караганде Эйферт стал работать художником-оформителем клуба шахты имени Кирова, где затем организовал кружок изобразительного искусства. Постепенно слава педагога стала привлекать к нему все больше людей, почти все художники города первого поколения учились у него. Холодная и неприветливая «Зимняя Караганда» Эйферта пронизана внутренним ощущением автора. Морозное февральское утро едва освещается солнцем. Рабочие в телогрейках и валенках направляются на шахту. Деревянные заборы наполовину заметены снегом, одинокие бараки пустыми глазницами окон всматриваются в людей. Картина написана в 1949 году и отражает суровые будни горожан. На сегодняшний день она является ценной реликвией областного музея изобразительного искусства.
Этого выдающегося ученого, философа, поэта и художника сравнивали с Леонардо да Винчи. Александр Чижевский отбывал срок в Карлаге и Степлаге. Делал научные открытия, писал картины, и что примечательно, не лагерную жизнь, а пейзажи. На выставке демонстрируется акварельная работа «Ковер». Здесь – буйство красок. Для автора природа выступает как предмет исследования, еще один аспект познания. Отбывавший срок наказания в Карлаге художник Александр Григорьев написал портрет Чижевского в технике пастель. Факсимиле портрета хранится в фондах музея. На картине известный ученый и изобретатель изображен с бородой, его широкий лоб выдает в нем умного и талантливого человека. Внимательный зритель найдет внешнее сходство Александра Леонидовича Чижевского с автором «Джоконды». В Караганде в честь выдающегося ученого одна из улиц носит его имя.
У репрессированных живописцев с необычайно богатым воображением в дефиците были краски и холсты, они писали на ткани или газетной вырезке, картоне или простой бумаге. Представленная на выставке работа художницы Ирины Борхман, репрессированной в 1941 году, написана необычным способом и называется «Борька». Заключенная использовала не масляную краску, а… свиную кровь. Как отмечала Ирина Александровна, ей захотелось нарисовать поросенка, однако ни красок, ни холста не было, поэтому она взяла палочку и кровью написала картину.
Посетителям музея также демонстрируют автопортреты репрессированных мастеров кисти Леонида Усайтиса, Павла Фризена. Прекрасное полотно художника-антифашиста Генриха Фогелера «Генделен» написано им в поездке на Кавказ в 1941 году. Представлены и другие произведения.
Профессиональные художники, оказавшись в лагерях, не утратили любовь к изобразительному искусству. Творчество помогло им не сломаться внутренне и создать прекрасный собственный мир.
Кайрат БЛЯЛОВ
Фото Александра МАРЧЕНКО
В.А. Эйферт, 1940 г. «В телятнике. Ссылка в Караганду»
В.А. Эйферт, 1946 г. «Зимняя Караганда»
Л.Э. Гамбургер, 1945 г. «У юрты»
Л.А. Чижевский, 1953 г. «Ковер»