21 C
Алматы
Четверг, 13 июня, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураСвятой из Каркаралы

Святой из Каркаралы

Впервые о Хайрулле хаджи я услышал от знатока истории края Кусайына Алимбайулы (1906-2000). В одну из встреч аксакал рассказал мне, что здесь жил святой Хайрулла Тусупулы. По его словам, Хайрулла хаджи получил духовное образование и знал все тонкости шариата. Он несколько раз совершил паломничество в священную Мекку и Медину и имел титул хаджи.

Внучка Хайруллы хаджи Камария Хасенкызы с мужем Хафизом и детьми Аминой, Бары и Салехом. 1928 год.

«Народ уважал его, оказывал всяческие почести и провозгласил каркаралинским святым, – рассказал мне тогда Кусайын аксакал. – Материальные ценности его не интересовали. Хайрулла хаджи всегда помогал бедным. Люди постоянно снабжали его баранами, кумысом, а он все это раздавал нуждающимся, его двери всегда были распахнуты перед ними. Голодные могли войти в его дом и поесть. Его могила находится на кладбище в Каркаралинске… Я видел его потомка Уасила кари, который наизусть читал Коран, он уехал в Семей, там и умер…»

Когда я стал глубоко изучать историю Каркаралинска, мне захотелось узнать о святом подробнее, и начал поиски сведений о нем. Но все попытки были безрезультатны. Так проходили годы. Встречались люди, которые слышали о потомке Хайруллы хаджи – Уасиле кари, о котором я упоминал выше, но о самом святом ничего не знали. Как-то в беседе со старожилом Каркаралинска Майрой (Гулбахирой) Ахметгаликызы Галиевой (1919-2010) она мне сообщила, что в детстве тоже видела Уасила кари, они жили недалеко от их дома:

– У Уасила кари была дочка Майшекер. Мы детьми вместе играли, и я ходила к ним домой. Видела, как Уасил кари делал надмогильные памятники… Помню, что у него была младшая сестра Камария, мужа ее звали Хафиз Шайхутдинов. У них была дочка Амина.

Внук Хайруллы хаджи – Мухаммед Уасил Хасенулы Юсупов.

Благодаря поискам я нашел Амину Хафизовну в Караганде. Встреча с ней  состоялась в ее квартире. Выяснил, что ее мама Камария – внучка святого Хайруллы хаджи. Сама Амина-апа родилась в 1921 году в Каркаралинске. От нее узнал много интересного о святом и его потомках.

– Мой прадед по матери Хайрулла хаджи Юсупов был святым, – начала свой рассказ ныне покойная Амина Хафизовна. – Он по национальности татарин. Когда ему было примерно лет 16-17, в Казани произошло какое-то событие, и некоторые люди покинули родные места. Что за событие, я не знаю. Прадед мой Хайрулла хаджи тоже покинул родные места и приехал в наши края…

По словам Амины Хафизовны, в чужом Каркаралинске некуда ему было пойти, потому что никого не знал, и тогда он пошел в лес. Там выбрал место, где своими руками из камня построил небольшой домик. В этом домике и обосновался.

Благословение святого

По словам правнучки, Хайрулла хаджи перед рассветом и после заката солнца выходил из леса и приходил в Каркаралинск. Он выбирал определенный дом, садился на колени и молился. Если в первый день молился возле одного дома, то на следующий день выбирал другой. Так продолжалось постоянно: святой приходил, молился и по той же дороге возвращался назад в лес, в свой домик. Шло время. Незнакомца, который сидит и молится возле домов, начали замечать люди.

Через какое-то время в дома, около которых молился Хайрулла хаджи, приходило благополучие, увеличивалось поголовье скота, у обитателей этих жилищ стало поправляться здоровье. Люди это заметили и связывали свое благополучие исключительно с молитвами незнакомца возле их жилищ. Каркаралинцы стали интересоваться, кто этот человек, а главное – почему он совершает молитвы за них?

В один из дней люди пошли вслед за ним. Хайрулла хаджи вошел в лес и исчез. Любопытство жителей было столь велико, что они решили непременно отыскать этого необычного человека. Поиски привели в небольшой каменный домик. Когда люди зашли внутрь, то увидели Хайруллу хаджи, сидящего на возвышении из камней. На камни была постлана трава. Святой сидел с обращенными вверх ладонями. Он молился…

После того как было найдено жилище Хайруллы хаджи и дорога к его дому в лесу была проторена, поток людей к нему не прекращался. Все хотели получить его благословение, а в благодарность вели к нему скот, несли одежду, еду. А святой все эти дары раздавал бедным, при этом приговаривал: «О следующем дне о нас позаботится Аллах».

Женитьба святого

В один из дней, когда Хайрулла хаджи пришел из леса в Каркаралинск, чтобы помолиться за жителей, за забором одного красивого деревянного дома он увидел свою будущую жену. Было это так: за забором дома, за благополучие жильцов которого он помолился, увидел сидящую на качелях девочку. Ей было примерно лет 13. Святой несколько раз приходил к этому дому, молился и всегда замечал эту девочку, задумчиво сидящую на качелях. В один из дней он зашел через ворота и подошел к ней. Оказывается, она была с рождения слепой. Казалось, весь ее мир – дворик дома и эти качели.

Святой несколько раз подходил к этому дому и качал девочку, так запавшую ему в душу. Однажды за этим занятием его застал отец слепой и был рассержен, что незнакомец тревожит покой его дочери. «Ты кто такой? Что тут делаешь? Откуда пришел?» – забросал вопросами Хайруллу хаджи хозяин дома. Тот рассказал о себе. Отец девочки не стал его прогонять, очевидно, он был уже наслышан о святости молодого человека. Очевидно и то, что Хайрулла хаджи уже предвидел, что эта девочка станет его женой. Он обратился к ее отцу с просьбой отдать ему в жены дочь, когда та достигнет определенного возраста.

Судьбе было так угодно, что отец девочки не стал возражать и дал свое согласие. Когда дочь достигла совершеннолетия, они выдали ее замуж за Хайруллу хаджи. По национальности она была татаркой, единственная дочь у родителей. После женитьбы Хайрулла хаджи переехал из леса и жил в доме жены. Через несколько лет после рождения сыновей Хасена (по-татарски – Хасан) и Хусаина молодая супруга умерла. А святой до конца своих дней остался жить в этом доме.

Хадж на святую землю

Сколько раз совершал хадж Хайрулла хаджи, доподлинно неизвестно. Но об одном из паломничеств сохранились сведения.

Это было в 1881 году. Из Каркаралинска в хадж отправились около 20 человек под руководством известного в Каркаралинском уезде Ондирбая халфе. Предполагаю, что эти люди, решившие совершить хадж, попросили его поехать с ними, так как он до этого уже два раза совершил хадж и хорошо знал путь.

Хотелось бы упомянуть, что Ондирбай Асаубайулы родился в Абралинской волости Каркаралинского округа, учился в медресе Оренбурга, Уфы, Бухары, вернулся на родину уже в звании халфе. В 1876 году он сопровождал в Мекку отца великого Абая, Кунанбая, и совершил второй хадж. По возвращении стал сватом Кунанбая, отдав свою дочь Зейнеп за его сына Оспана. И вот третье паломничество Ондирбая халфе с известными в Каркаралинском уезде людьми, одним из которых был святой Хайрулла хаджи.

Кто же еще был спутником святого Хайруллы хаджи? Напишу о троих из них. Это мой предок Атажан (Ата Мухаммед) Ниязов, первый имам мечети Кунанбая хаджи Хасан ахун Сейфуллин и бывший волостной управитель Кувской волости Каркаралинского уезда Акай Баймурынулы (его сын – известный в Каркаралинском уезде Хасен Акаев тоже был волостным управителем).

Во время хаджа началась эпидемия чумы, и, по некоторым данным, восемь человек умерли и были похоронены там. Среди умерших были Ондирбай халфе и вышеупомянутые Атажан хаджи, Хасан ахун, Акай Баймурынулы. Святой Хайрулла хаджи благополучно вернулся в Каркаралинск.

Сын Хайруллы хаджи – Хасен

Если о судьбе сына Хайруллы хаджи Хусаине не сохранилось никаких сведений, то о Хасене хаджи его внучка Амина Хафизовна рассказала много интересного.

Хайрулла хаджи с детства привил своему сыну Хасену веру, дал духовные знания. Поэтому по достижении определенного возраста Хасен стал муллой, был имамом в татарской мечети Каркаралинска.

Не каждый решится в те времена совершить хадж несколько раз: это и тяжелый путь, и болезни в дороге… Хасен хаджи два раза совершил хадж, а когда в третий раз он отправился в дальний путь, то на корабле начала распространяться чума. Хасен хаджи тоже заболел. Оказывается, тела умерших привязывали к якорю и бросали в море. Предчувствуя свою смерть, Хасен хаджи попросил сопровождавших его зятьев со стороны жены: «Ничего не пожалейте, отдайте работникам судна все дорогое, вынесите меня на сушу и предайте мое тело земле». Зятья Сунгат и Зайнулла выполнили его просьбу и похоронили его в Мекке, а сами, совершив хадж, вернулись на родину…

– Мой дедушка Хасен хаджи умер в 1913 году, тогда его дочери, то есть моей маме Камарие, было 13 лет, – рассказывала мне Амина-апа. – Жена Хасена хаджи, моя бабушка Зубайда, была дочкой каркаралинских богачей и торговцев Бекметевых. Бабушка умерла в 1932 году. От Хасена хаджи и Зубайды родились старший Уасил (Васил), потом моя мама Камария, Мустафа, Манзукай. Это внуки Хайруллы хаджи. Манзукай умерла в возрасте примерно 3-4 лет. Мустафа умер в юношеском возрасте от оспы, от него потомков нет. Уасил был духовным человеком. Моя мама Камария была искусной швеей. Она шила не только тонкую одежду, но и пальто. Также она хорошо рисовала. Умерла она в Караганде в 1974 году…

Хотелось бы немного остановиться на судьбе старшего сына Хасена хаджи – Мухаммед Уасиле Юсупове. Хотя его полное имя Мухаммед Уасил, но все его звали Уасил. Он пошел по стопам отца и деда – был набожным человеком. С детства отец его учил духовным знаниям, также он обучался в каркаралинском медресе. По достижении определенного возраста Уасил приобрел духовное образование, знал наизусть весь текст Корана и поэтому имел звание кари.

Автор книги с правнучкой Хайруллы хаджи Аминой-апа. Караганда, 2005 год.

Он был не только духовно образованным человеком, но еще у него были золотые руки. Уасил кари вытачивал камни на памятники и выбивал на них надмогильные надписи арабской вязью. Мастерски изготовлял подковы для лошадей и подковывал их, делал седла и сбруи, был хорошим жестянщиком. Также делал зимние сани для лошадей, а летом – телеги. Изготавливал кольца и браслеты. Слыл очень добросердечным человеком. Недалеко от мечети Кунанбая хаджи он построил себе саманный дом, где жил до отъезда. В голодный 1932 год Уасил кари с семьей переехал в Семей, где и умер от болезни.

Уасил кари был женат дважды. Первая жена, Куляим Мамажан хаджи кызы, умерла молодой после рождения дочери Гульфарак. Второй раз он женился в 1915 году, когда ему было 23 года. От второй жены, Манибалы, родились Майшекер, Кужат, Асхат. После смерти Уасила кари его жена с четырьмя детьми вернулась в Каркаралинск.

О чем говорят архивы

По воспоминаниям потомка Хайруллы хаджи – покойной Амины Хафизовны, фамилия прадеда Юсупов была по имени отца Юсупа. О том, что отца Хайруллы хаджи звали Тусуп (Юсуп), говорил мне и Кусайын-аксакал, от которого я первый раз услышал о святом. Но в записях одного из первых краеведов Каркаралы Жолдасбая Атажанова и архивных документах имя отца Хайруллы указано, как Губайдулла. Например, в «Списке домохозяев г. Каркаралинска, имеющих право участвовать на городском избирательном сходе для выбора уполномоченных на четырехлетие с 1899-го по 1903 г.» под номером 54 значится Габайдуллин (возможно Губайдуллин) Хайрулла (документ ЦГА РК).

А в документе под названием «Список домохозяев гор. Каркаралинска, имеющих право участвовать на городском избирательном сходе на четырехлетие с 1903-го по 1907 год», составленном 2 декабря 1902 года под номером 64, читаем: «Наследники мещанина Хайруллы Габайдуллина: сыновья Хасен и Кусаин» (документ ЦГА РК).

Предполагаю, а таких случаев много, что Хайрулла хаджи мог писаться как на дедушку, так и на отца, т.е. Юсупов или Губайдуллин.

О чем же еще говорят архивы? Из вышеуказанного документа видим, что в 1902 году сыновья святого Хайруллы идут как наследники. Слово «наследник» означает, что этот человек вступил в наследство. Обычно такое бывает после смерти отца. Значит, в этом году Хайруллы хаджи уже не было в живых.

Если дальше просматривать документы, то можно обнаружить и внуков Хайруллы хаджи. В «Списке домохозяев города Каркаралинска Семипалатинской области, владеющих недвижимым имуществом и имеющих право участвовать на Городском избирательном сходе» (составлен 24 ноября 1912 года) под номером 181 есть: «Наследники Хасана Габайдуллина: сыновья Мухаммед Василь и Мустафа» (документ ГАКО).

Ерлан МУСТАФИН,

краевед

Фото из архива автора

г. Каркаралинск

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Новую котельную в поселке Молодежном построят до начала отопительного сезона – Ермаганбет Булекпаев

Глава региона встретился с жителями Осакаровского района. Он проверил, как выполнили поручения, данные во время прошлой его рабочей поездки, и что предстоит сделать...

Более пяти тысяч деревьев высадили активисты в Бухар-Жырауском районе

Экологический квест среди молодежи в рамках общенациональной акции «Таза Қазақстан» был организован в поселке Ботакара Бухар-Жырауского района. Слаженность и сноровку продемонстрировали пять команд из...

Экологический челлендж «Чистый дом» проходит в Абайском районе

Помощь оказывается одиноко проживающим представителям старшего поколения. Молодежь и волонтеры белят дома, красят заборы, моют окна, пропалывают огороды, колют дрова, убирают мусор и...

Сами раскопали – сами закатали: ремонтно-строительный участок ТОО «Окжетпес-Т» возобновил работу

В кратчайшие сроки заменить трубы и привести асфальт в порядок – отныне такую задачу ставят перед собой специалисты компании. Для укладки дорожного полотна...

Завтра министр транспорта РК проведет встречу с жителями Карагандинской области

Марат Карабаев приедет в регион, чтобы встретиться с населением и объяснить основные программы, реализуемые Министерством транспорта. Встреча состоится в Доме дружбы (Караганда, пр....

Через личный кабинет: упрощен процесс подачи заявок на участие в программе «Ауыл аманаты»

Для желающих получить льготный кредит разрабатывается электронная информационная система. Портал позволит подавать документы дистанционно. Процесс льготного кредитования участников программы «Ауыл аманаты» в регионах,...

Воистину вознесся: сегодня православные отмечают Вознесение Господне

В этом году его празднуют 13 июня, на 40-й день от Святой Пасхи. Обычно он выпадает на четвертый день недели и за 10...