Это нужно видеть

936

К мавзолею Сенкибай-батыра приезжают преклонить колени. Областной историко-краеведческий музей совместно с Центром по сохранению историко-культурного наследия презентовали туристический маршрут Талдинского археологического парка.

Экскурсия получилась достаточно обширной — ее продолжительность составила 5-6 часов, за которые мы преодолели почти 200 километров. Маршрут охватывает памятники, отражающие насыщенную яркими событиями древнюю и средневековую историю региона, которые играли важную роль в культурном и экономическом процессах, протекавших на территории Казахстана. Это петроглифы каменного века, поселения и мемориалы эпохи бронзы и раннего железного века, а также ритуальные ограды древнетюркского времени и сакральные объекты ранней государственности, воссозданные в последние годы в окружении естественного природного ландшафта.

Цель презентации — сохранение и пропаганда историко-культурного наследия Карагандинской области, формирование современного конкурентоспособного туристского продукта, популяризация самого парка как научного, исторического и археологического комплекса.

Перед началом поездки, глядя на девушек и парней (на экскурсию были приглашены ученики школ и студенты колледжей и вузов Караганды, всего порядка 90 человек), ожидающих команды «По коням!», казалось, что современную молодежь сложно чем-то заинтересовать. Собравшись небольшими группами в фойе музея, они в буквальном смысле прилипли к экранам своих смартфонов, не обращая внимания на происходящее вокруг. Лишь считанные единицы прошлись по выставочным залам, изучая экспонаты.

Впрочем, не прошло и часа, как школьникам и студентам пришлось убрать подальше свои гаджеты — когда не ловит интернет, то приходится на время забыть о TikTok и Instagram. Чем не отличный повод провести время с пользой для ума, души и тела? Хотелось бы надеяться, что экскурсанты надолго запомнят этот день, проведенный вдали от цивилизации, вкусные плов и жаркое, приготовленные в закопченных казанах на костре и поедаемые прямо на прогретой осенним солнцем земле. А самое главное, это прекрасная возможность узнать об истории своего края не в душном классе, а на месте, у памятника, представив себе, как жили наши предки, где берут начало наши корни.

— Апробация маршрута дает нам возможность познакомить с Талдинским историко-археологическим парком учителей, преподавателей, школьников и студентов и понять, насколько им это интересно. Наше приглашение все участники приняли сразу. Причем мы просили, чтобы каждая группа состояла из пяти человек (не считая сопровождающих педагогов), но приехали по 10, — отметила заведующая научно-методическим отделом музея Гульдана Бейсенгалиева.

Историк Назарбаев Интеллектуальной школы Тамара Юсупова должна была приехать сюда с ученицей, но та немного приболела:

— Во-первых, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мне как учителю эта поездка оказалась очень полезной. Теперь я знаю, как преподносить учебный материал, тем более в рамках этой поездки я подготовила видеоматериал. Моя ученица работает над проектом о туристическом потенциале памятника Каражартас, и я взяла интервью у исследовавшего его ученого Игоря Кукушкина, получив информацию, недостающую для нашей работы. Кроме того, когда этот тур начнет работать официально, я планирую привести сюда своих учеников.

Туристический маршрут включает 10 объектов (по порядку): мавзолей Сенкибай-батыра, могильники Табылды и Котыртас, курган с усами Коктерек, могильники Каражартас-2 и Каражартас, поселение Аккезен, древнетюркские ритуальные ограды Акбауыр, могильник Талды-1 и царские курганы Буйректы. Мавзолей — самый «молодой» памятник в этом списке. Он датируется XVIII веком нашего тысячелетия. Экскурсовод, магистр археологии и этнологии Олжас Шохатаев рассказал, что Сенкибай Оразгулулы, живший в 1709-1786 годы, происходит из подрода кара-шор рода каракесек племени аргын (Средний жуз). Ему было всего 17 лет, когда он примкнул к Богенбай-батыру и получил звание, принимая участие в борьбе против джунгар, в том числе в легендарных Булантинском (1728 г.) и Анракайском (1729-1730 гг.) сражениях. До сих пор живы рассказы о том, как несколько раз спасал жизнь Абылай-хану.

— Местом его захоронения стала его зимовка (жайлау располагалось на территории нынешнего Актогайского района близ села Кызыларай). Это правое побережье реки Талды, которая берет начало в Каркаралинском районе. Сюда он пришел со своим войском и умер естественной смертью. Мазар был возведен на возвышенности из саманного кирпича. Он оставил после себя много потомков, которые сейчас живут в Караганде и Каркаралинском районе. Они-то в 1997 году и возвели мавзолей на месте упокоения своего прославленного предка, — сообщил историк.

Мавзолей окружают более 10 небольших мазаров. Судя по материалу кладки, их возводили в разное время.

— В этом случае мавзолей Сенкибай-батыра — некропольобразующий памятник. У казахов есть обычай хоронить своих близких рядом со значимой, уважаемой личностью. Поэтому вовсе не обязательно, что это место упокоения его потомков, — объяснил О. Шохатаев.

Ниже расположились добротный жилой дом и несколько построек, открытый кирпичный очаг и место для омовения. Здесь живет шыракшы — добровольный хранитель памятника, который по пятницам сопровождает сюда паломников, рассказывает историю местности и читает Коран. Так как на момент визита нашей группы его на месте не оказалось, обряд провел наш коллега, корреспондент областной газеты «Ortalyq Qazaqstan» Қасымхан Ғалым. И в этом тихом, овеваемом степными ветрами месте, слова из священной книги звучали как-то по-особенному, заставляя задуматься о доблестном подвиге батыров, с оружием в руках отстаивающих свободу своего народа.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

(Продолжение следует)