В художественной галерее «Алтын ғасыр» проходит очередная персональная выставка «СТОП С.А.Д. Человек-конструкция» Евгении Казаковой, которая отсылает зрителя к философии и психологии отношений.
Примечательно, что Евгения после окончания КарГУ (профессионально-художественный факультет по специальности «Дизайн») 12 лет не занималась творчеством. На то были разные причины, но главная — она посвятила эти годы своему супругу Илье Казакову, ставшему за это время известным ювелиром. Она стала для него и спутницей, и источником вдохновения, и опорой в жизнетворчестве, и хранительницей его таланта.
И вот случилось удивительное: Женя вернулась туда, где остановилась 12 лет назад. На ее мироощущение оказали сильное воздействие метафизическая и сюрреалистическая живопись, психоанализ, подсознательное, идея «искусство как терапия», метод свободных ассоциаций. Особенно это проявилось в выставке «Бессознательное» — в картинах «Древо жизни» как история человечества, «Любовь матери», «Чувство», триптих «Встреча/Разговор/Отношения» и др. Эти работы «фресковые», отсылающие нас к петроглифической стилистике, с другой стороны — в них ощущается сюрреалистическое влияние.
«СТОП С.А.Д. Человек-конструкция» — с глубоким смыслом, подтекстом, остропсихологическая. Человек-конструкция — многоплановый объект, требующий вдумчивого зрителя, способного воспринимать и мыслить в сложных категориях, абстрагироваться. Картины и арт-объекты — это символы, сама множественность смыслов, коды, в которых художница зашифровывает свои внутренние ощущения и состояния («Леди в красном», «Автопортрет»), межличностные отношения между людьми («В статусе», «Свободное общество»), поиски самого себя, человеческое отчуждение и одиночество. Не случайно в надзаглавии выставки: сегрегация, абьюз, дискриминация. Это своего рода актуальный социальный проект, который обращается к острым проблемам современности (инсталляции «Бурка» — об афганской девушке, «Дискриминация», «Абьюз», «ДНК Степи»).
Нынешним летом Евгения организовала проект, в котором участвовали дети от 5 до 18 лет. Спроектировав части и выбрав для своих работ 5 цветов краски, юные художники конструировали и собирали свое ДНК. Несмотря на визуальное отличие по цвету, форме, рисунку, детские артефакты обнаружили сходство. Как поясняет сама художница «мы затронули темы экологии, ДНК Степи и равноправия людей».
На выставке автор приглашает зрителей к интерактиву: в зале было много свободных деталей, из которых можно было собрать самого себя — свою конструкцию — и таким образом приобщиться к сотворению инсталляций.
Лариса ЗОЛОТАРЕВА,
профессор искусствоведения КарУ
им. Е.А. Букетова,
член Международной
ассоциации арт-критиков