ДомойГлавные новостиВсе ли знают истинное значение национальных обрядов?

Все ли знают истинное значение национальных обрядов?

Испокон веков Наурыз для казахского народа означал наступление нового года. С приходом весны природа запускала новый цикл, происходил процесс обновления, а временами и возрождения как образа жизни степного народа и окружающей среды. Однако Наурыз мейрамы — это не только богатый праздничный стол, наполненный мясом, горячими баурсаками, звездой праздника – наурыз-көже, но и игры, гулянья и всевозможные спортивные состязания. Именно этот весенний месяц и главный праздник года дают старт долгожданным казахским тоям.

Связано это с образом жизни, который вели казахи. Зима в те времена была одним из главных испытаний для кочевников — не всегда люди могли пережить ее благополучно. Зачастую суровые холода били и по скоту, сохранность которого напрямую была связана с благосостоянием народа. С наступлением весны начинал таять снег, погода заметно улучшалась, что позволяло людям добираться из одного аула до другого. Близкие наконец получали долгожданную возможность встретиться, поэтому на этот период приходилось больше всего семейных празднований, одними из которых являются «Құда түсу» и «Қыз ұзату».

Два этих связанных друг с другом напрямую события хорошо знакомы казахстанцам. Наверное, каждый присутствовал на проводах невесты, танцевал под уже заученные «тойские» песни, а приходя домой, радовал детей мешочком с сарқыт. При этом многие не задумывались, какой сакральный смысл несет под собой как сам той, так и присутствующие в нем обряды. Областной историко-краеведческий музей представил одно из начинаний клуба «Ұлы даланың үлкен өркениеті» — сотрудники музея наглядно показали, как проводится казахская свадьба.

Гостями мероприятия стали школьники и студенты, а для лучшего усвоения материала на помощь пришла команда артистов Областного академического казахского драматического театра имени Сакена Сейфуллина. Зрелище оказалось воистину театральным и впечатляющим. Появилось ощущение, будто гости посетили настоящую свадьбу.

— Сегодня мы отдалились от многих казахских традиций, праздников наподобие «Қыз ұзату», стали забывать их смысл. Поэтому нам хотелось на деле показать, как проводятся проводы невесты в традиционном формате. Мы не придумывали обряды сами, была проведена огромная исследовательская работа, в которой наши сотрудники изучили литературу, труды ученых. В итоге получилось наглядное пособие для молодых людей, — рассказывает директор областного историко-краеведческого музея Ержан Нурмаганбетов. — Ведущие объясняют все происходящие на сцене действия, вплоть до того, какое значение имеет одежда невесты или, к примеру, құйрық-бауыр. Все мы знаем, что на ұзату подается құйрық-бауыр, ждем этого момента, но никто не задумывается, почему этому деликатесу уделяется такое внимание. Тем более об этом не думает молодежь, главное развлечение для которых — танцы.

Что же скрывается за подачей упомянутого құйрық-бауыр? Сватам выносят нарезанные курдюк и печень, отведав которые они показывают, что готовы сплотиться, стать друг для друга новой семьей. «Бауырыңдай жақын» — говорят казахи, а ведь слово «бауыр» является омонимом и переводится как «брат», а так же как «печень».

Однако не будем забегать вперед, ведь закуска подается к середине празднования, а начнем мы все же с одежды невесты. Девушка в этот день должна быть нарядной, на нее надевают самые красивые и богатые наряды, усыпанные драгоценными камнями. Немалое значение имеют и украшения, среди которых шашбау — изделие, сделанное из золотых и серебряных монет для украшения кос красавицы. Оно помогает волосам быстро расти, а при ходьбе издает приятный звон, услышав который мужчины, всегда уважавшие нежный слух женщины, переставали браниться. Тұмарша — амулет, оберегающий девушку от несчастий, дорогие браслеты и кольца показывают благосостояние будущей невестки. Чапан с дорогой отделкой из орнаментов означает процветание. Обязательным элементом одежды невесты был пояс.

Перед приходом родственников со стороны жениха на пороге протягивали канат. Это делалось, чтобы жизнь новобрачной и их родственников была светлой и благополучной. После чего бросали шашу — символ всех радостных событий в быту казахов.

Первым на праздничный дастархан выносили мясо — это целое торжество. Встречать гостей мясом — особый способ выказать им свое уважение. При этом учитываются каждый из кусков мяса и их общее число. Малейший промах может обидеть гостя. Затем следует черед для «қоржын апару». В сакве с двумя отделениями одна половина наполняется вкусностями, а вторая — всевозможными драгоценностями. Женщины, которым выпала честь открывать сакву, забирают себе платки.

После того как сваты попробовали құйрық-бауыр, они обнимаются. «Құда — мың жылдық, күйеу — жүз жылдық», — говорят они при этом, что означает: «Брак может продлиться столетие, а родственниками они останутся на долгие- долгие годы». Следом читают бата.

А самым последним и ключевым обычаем всегда было сыңсу.

— На ұзату наших времен сыңсу поет кто угодно, иногда для этого нанимают специальных певиц. Но, как оказалось, прощальную песню должна исполнить сама невеста. В давние времена ее пели перед уходом невесты из дома. Ведь новообретенная семья девушки могла жить далеко от ее родителей, и вернуться домой в следующий раз она могла через три, а то и через все пять лет. Своей песней она рассказывала о себе, прощалась и благодарила своих родителей, родственников, родной дом и аул. Ведь раньше на свадьбу собирались все односельчане. Это сегодня мы зовем сотню своих родных и близких, а тогда на празднование мог зайти и простой прохожий. На тое были рады всем, — добавил директор музея.

Сымбат АКИМХАНОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

Предыдущая статьяПод своей крышей
Следующая статья19 марта
Похожие статьи

Лента новостей